История из жизни правителей древнего Китая: руководители, доверяйте подчинённым

Автор: 24.01.2021 Обновлено: 09.08.2023 19:39

У китайцев есть такое высказывание: «Если вы сомневаетесь в ком-то, не пользуйтесь его услугами; если вы используете его, не выражайте ему недоверие». /epochtimes.ru/

В нынешнем мире бизнеса эта мысль ещё более актуальна, чем когда-либо. Если вы читаете эти строки, то вы либо руководитель, либо работаете на кого-то, либо работали в прошлом.

Успешные руководители разных секторов экономики признали, что творческая, основанная на знаниях, работа требует открытого, прозрачного и социально осмысленного подхода к выполнению дел. Некоторые предприятия, однако, продолжают отставать, придерживаясь командно-административного стиля работы, характерного для промышленного века. В этих организациях баланс между необходимостью контроля со стороны администрации и потребностью служащих в самостоятельности остаётся напряжённым.

Правители древнего Китая подсказывают правильное понимание этого соотношения. Пересказывая эпизоды из государственной деятельности герцога Хуаня и Гуань Чжуна, которые совместно правили Восточным княжеством Ци свыше 2000 лет назад, мы рассмотрим некоторые принципы руководства, включающие доверие и самостоятельность.

Принимайте на работу сотрудника, исходя из его моральных качеств

Наняли бы вы на работу того, кто когда-то пытался вас убить? А как насчёт того, чьё резюме пестрит неудавшимися проектами? Именно так поступил герцог княжества Ци, поставив на высокую должность Гуань Чжуна, который совершил промах в обоих случаях.

Раньше Гуань Чжун служил одному из противников герцога и, следуя приказу прежнего сеньора, пытался убить герцога Хуаня. Более того, ни одно из прошлых начинаний Гуань Чжуна не принесло ему успеха. Будучи солдатом, он дезертировал, а его успехи как предпринимателя были посредственными.

Однако от одного из своих старших министров, близкого друга Гуань Чжуна, герцог узнал больше об этом человеке и научился оценивать его с другой позиции.

По мнению  министра, который работал с Гуанем ещё тогда, когда они оба были молодыми людьми, неудачное покушение на убийство герцога не являлось свидетельством некомпетентности Гуаня. Как и то, что Гуань не оставался верным своему прежнему сеньору до конца, не говорило о его ненадёжности.

Учитывая опыт совместной работы, министр считал, что этот поступок отражал главный приоритет Гуаня — служить народу по мере своих способностей, независимо от того, кто находится у власти. Он был готов проиграть сражение, если победа в нём принесёт сомнительный выигрыш.

«Если вы хотите править одним княжеством, то моих способностей будет достаточно, — сказал министр. — Но если вы хотите навести порядок во всём Китае, то никто не справится так, как Гуань Чжун».

Два дня беседовал герцог с Гуанем. Герцог Хуань увидел, что, несмотря на все очевидные недостатки, Гуань Чжун воплощал те принципы великодушия и широты кругозора, которые герцог хотел видеть в своём правительстве.

Гуань Чжун был принят на высокий пост, и начался расцвет княжества Ци.

Когда в обществе царит доверие, наступает процветание

Гуань Чжун правил в соответствии с даосскими натуралистическими принципами и, улучшая нравственность целого народа, учил людей тому, что позже будет известно как конфуцианская этика. Он провозгласил четыре основных принципа: правильность поведения, справедливость, честность и этичность, которые взывают к положительным качествам человеческой натуры.

Так же, как герцог Хуань доверил ему править государством, Гуань Чжун верил в трудолюбие народа и не притеснял его чрезмерными налогами и администрированием.

За несколько десятилетий правления Гуань Чжуна княжество Ци стало самым богатым из китайских княжеств. Его армия, которая использовалась только для обороны и защиты союзников от агрессоров, была всегда хорошо подготовлена и хорошо оснащена и добивалась победы каждый раз, когда участвовала в сражениях. Более того, учёные и учителя со всего Китая приезжали в княжество Ци, чтобы учиться и проповедовать свою школу мудрости.

Герцог Хуань стал общепризнанным лидером среди китайских правителей. Возглавив союз с другими феодальными правителями, он навёл порядок не только в собственной стране, но и поддерживал мирные отношения с соседними государствами.

Гуань Чжун глубоко понимал даосский принцип, что самое лучшее правительство — это то, которое люди чувствуют меньше всего. Принципы, которые он использовал, управляя княжеством Ци, распространились по всему Китаю и оказали в дальнейшем влияние на учение Конфуция.

Когда мудрый совет остаётся без внимания, всё рушится

Прошли годы, и Гуань Чжун состарился. Видя, что его мудрый министр доживает последние дни, герцог Хуань стал искать ему замену.

Он предложил трёх человек, но Гуань отклонил все три кандидатуры. Эти должностные лица, отметил он, только внешне выглядят преданными, но каждый из них совершил бесчестный поступок в отношении членов своей семьи, что отражает их плохую внутреннюю основу и слабое понимание основных нравственных принципов.

Как учил Гуань, а позже Конфуций, семья составляет основную единицу человеческих социальных отношений. Человеку, который предал свою семью, нельзя доверять власть над обществом.

Гуань Чжун покинул этот мир. Однако герцог Хуань не воспринял совет своего министра всерьёз. Он принял поступки этих людей как знак преданности, вместо того, чтобы увидеть в их поступках стремление к личной славе и выгоде.

Он назначил этих людей своими министрами, и они тут же устроили мятеж.

Три злодея заперли герцога Хуаня в его дворце, притворившись, что передают его указы. Герцог Хуань, некогда самый могущественный человек в Китае, умер от голода в заточении, и княжество Ци пришло в упадок.

 

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА