Все новости » Жизнь » Образование и карьера » Как помочь ребёнку выбрать профессию?

Как помочь ребёнку выбрать профессию?

Типичные ошибки, которые совершают родители

Психологи утверждают, что у людей, которые годами занимаются нелюбимым делом, портится характер, развивается невроз, что в свою очередь ухудшает их физическое здоровье и отношения с окружающими. Страшно? Подойдите к выбору профессии своего ребёнка со всей ответственностью.

1. В семье не место силовым методам

В той или иной степени мамы и папы влияют на выбор детей. По статистике, очень большой процент старшеклассников выбирает профессию под влиянием значимых для них взрослых людей. Это может быть кто-то из родителей, родственников, друзей семьи, заразивших любовью к своему делу.

Психика подростка устроена так, что, чем жёстче прессинг, тем сильнее он сопротивляется. И даже если есть предрасположенность и способности к профессии, он не пойдёт по пути, который ему навязывают.

«Давайте рассмотрим негативный сценарий, — говорит заведующая кафедрой психологии МФПУ „Синергия“ Елена Куроедова. — Ребёнок поступил в вуз по настоянию родителей. Учёба ему не мила, специальность не имеет ничего общего с его мечтами… Что дальше? Или он бросает учёбу и начинает искать себя, или доучивается с отсутствующей мотивацией. И вот что в итоге мы имеем: выброшенные на ветер деньги, потерянное время и конфликт с родителями».

Вывод: влияние на ребёнка, в том числе и в профессиональном плане — это вопрос методов. Нельзя быть навязчивым и использовать авторитарное давление, чтобы заставить сына или дочь сделать по-своему.

2.«Мой сын добьётся больше, чем я»

Распространённая проблема отцов и детей — это когда первые стремятся реализоваться за счёт вторых. Это явление в психологии называют «нарциссическим расширением», т. е. когда родитель воспринимает ребёнка не как самостоятельную личность, а как своё продолжение.

Знакомый многим пример: отец в своё время хотел стать архитектором, поступал на архитектурный факультет, но не прошёл по конкурсу, а сейчас по этому пути пытается направить сына. На эту очень похожа ситуация, когда родители активно навязывают детям свою профессию, рассчитывая, что те добьются в ней больше, чем удалось им.

«Шанс реализовать родительский сценарий есть, но только при наличии способностей и интереса детей к той профессии, которую им упорно предлагают, — считает психолог. — Многое зависит и от того, насколько эмоционально родители говорят о своих чаяниях, позитивно или негативно позиционируют ту или иную профессию».

Вывод: если родители не успешны в своей профессиональной деятельности и переполнены негативом по этому поводу — сожалениями, разочарованием, раздражением, то для ребёнка они будут только антипримером.

3.Опомнились!

Психологи, которые проводят профессиональные тесты со старшеклассниками, отмечают, что довольно много ребят не знают, кем они хотят стать. Не могут назвать ни конкретную профессию, ни даже сферу, которая кажется им привлекательной. Можно, конечно, списать это на колоссальные объёмы рекламной информации о вузах, образовательных программах и, как следствие, дезориентацию молодёжи. Но будем честными: это серьёзная недоработка родителей.

«Чтобы не оказаться в такой ситуации, будьте ближе к своим детям, разговаривайте с ними об их профессиональном будущем, выявляйте их потребности. Помогите разобраться в себе, — советует Елена Куроедова. — Отведите ребёнка в центр профориентации, на тестирование, консультацию психолога, запишите его на курсы в вуз».

Вывод: прогрессивные родители начинают думать о профессии ребёнка ещё до школы. Предлагают малышу проявить себя в самых различных видах деятельности, отмечают склонности, интересы, тип мышления, темперамента, особенности внимания и памяти. И уже в довольно раннем возрасте своего чада могут сделать профпрогноз.

4.Осторожнее с профилем

Могут ли школьные профили существенно помочь ученикам определиться с тем, куда поступать после школы? С какого возраста нужно углубляться в тот или иной предмет? Это открытые вопросы не только для родителей, но и психологов.

Дело в том, что первичный интерес к предмету у учеников формируется через личность педагога. Таким образом, не всегда можно разделить две эти вещи — истинную, глубинную предрасположенность ребёнка к той или иной предметной области и интерес, сформировавшийся под влиянием учителя.

Вывод: к профилированию в школе нужно как следует подготовиться, родителям нужно очень ответственно отнестись к выявлению способностей ребёнка, чтобы не направить его по ложному пути. В младших и средних классах стоит больше внимания уделить разностороннему развитию детей, поддержать их естественные интересы.

5. Интернет в помощь

Зачастую между взрослыми и детьми существует серьёзное информационное неравенство, которое мешает им продуктивно обсуждать проблемы, связанные с выбором профессии и поступлением в вуз. Родители берут на себя финансовую сторону вопроса и организационную, а до всего остального, по их мнению, дети дойдут своим умом, ведь у них же есть Интернет!

В то же время ребёнку может быть не под силу самому разобраться в некоторых нюансах.

«Объясните детям, в какой сфере они будут интересны работодателю уже на 2–3 курсе, а где могут возникнуть проблемы с трудоустройством, — советует завкафедрой психологии Университета „Синергия“. — Покажите, какой уровень зарплат в той или иной индустрии. Если выбор ребёнка остановился на новомодном направлении, дайте ему понять, что придётся конкурировать с огромным количеством людей, много учиться дополнительно. Справится ли он с этим? Обсудите аргументировано плюсы и минусы выбранной специальности. Если есть возможность, будет полезно познакомить ребёнка с кем-то из представителей профессии. Пусть из первых уст услышит обоснование всех её преимуществ и недостатков. Вместе просматривайте форумы профессиональных сообществ — это важный источник информации, которая поможет сформировать объективное мнение об индустрии, специальностях, образовании».

Переход из школы в вуз — это один из кризисных периодов в жизни ребёнка, когда он остро нуждается в поддержке — моральной, психологической и информационной. Чтобы справиться с этой непростой задачей, нужно занимать активную позицию, повышать свою компетентность и информированность в вопросах, актуальных для ребёнка.

Итак, от поведения взрослых очень многое зависит: превратится тема выбора профессии в серьёзную, болезненную проблему, или станет ещё одним приятным поводом для семейного общения, обмена положительными эмоциями, фантазиями и, конечно, полезной информацией. А профессия, выбранная на позитиве, и осваиваться будет легко!

 

Информация предоставлена НОУ «МФПУ «Синергия»



История коммунизма


Top