Все разделы
Велика Эпоха мультиязычный проект, эксперт по Китаю
×
Все новости » Новости мира » Капитализм с китайской спецификой: приватизация государственных предприятий

Капитализм с китайской спецификой: приватизация государственных предприятий


С точки зрения институциональных преобразований, социалистическая экономическая система Китая официально подошла к концу в 1997 году, когда власти начали осуществлять приватизацию государственных предприятий. /epochtimes.ru/

Госпредприятия считаются одной из основ социалистической экономической системы. Когда большинство государственных предприятий приватизировано, социалистическая система хозяйства полностью разрушится, поскольку экономическая система с частной собственностью — это и есть капитализм.

Чэн Сяонун. Фото: Epoch Weekly

Чэн Сяонун. Фото: Epoch Weekly

Однако коммунистическая партия Китая никогда не признавала, что уже завершила приватизацию более десяти лет назад. Власти прикрывали приватизацию термином «реформа SOE (госпредприятий)», но на самом деле было только две возможности для реформирования госпредприятий: либо полная приватизация, превращающая их в частные предприятия, либо частичная приватизация, то есть частная собственность с основной долей собственности государства.

Банковский кризис в 1990 годы

Чжу Жунцзи, в то время премьер-министр Китая, при принятии решения принял во внимание два фактора. Во-первых, государственные предприятия стали тяжёлым финансовым бременем для правительства и привели банковскую систему на грань краха. Экономические реформы эпохи Дэн Сяопина не могли решить серьёзных проблем, стоящих перед госпредприятиями, которые полагались безоговорочно на государственные банковские кредиты. Условия ведения бизнеса ухудшились, и многие государственные предприятия прекратили погашать свои банковские кредиты и даже процентные платежи. С середины 1990 годов угроза банковского кризиса становилась всё более очевидной.

«В этом случае руководители госпредприятий стали их владельцами, в основном незаконным путём»

В начале 1990 годов более 20% кредитов в четырёх основных государственных банках были невозвратными. В 1994 году банковская отрасль Китая понесла первые серьёзные общенациональные потери. К 1996 году 70% от общего объёма банковских кредитов были невозвратными.

Во второй половине 1997 года, чтобы спасти банковскую систему от краха, правительство разработало план реструктуризации государственных предприятий и их приватизации с целью избавиться от большинства из 10 000 с лишним госпредприятий.

Требования Всемирной торговой организации

Китай был готов к вступлению в ВТО для расширения экспорта. Но ВТО поставила предварительные условия — Китай должен создать рыночную экономику в течение 15 лет, упразднить плановую экономику, а также осуществить приватизацию государственных предприятий. Если Китай не сможет сделать это, он не будет допущен в ВТО.

Поскольку правительство и средства массовой информации прикрывали факты приватизации госпредприятий, люди, которые никогда не работали на госпредприятиях, не знали о значении «реформы SOE». На самом деле, так называемая реформа означала приватизацию малых и средних предприятий и частичную приватизацию крупных государственных предприятий.

Власти разрешили директорам и руководителям госпредприятий провести «перестройку» и увольнения. Любое социальное недовольство и гнев, возникающий в результате реформирования правительство переложило на плечи руководителей этих предприятий. Конечно, эти директора и менеджеры получили щедрые компенсации.

Ключевой вопрос на этом этапе приватизации был: кто будет покупать эти государственные предприятия? Подобно тому, как это имело место в России, директора и менеджеры китайских госпредприятий не имели миллионов или сотен миллионов на приобретение бизнеса, а иностранный капитал играл минимальную роль в процессе приватизации госпредприятий. В этом случае китайские руководители госпредприятий стали их владельцами, в основном незаконным путём.

Китай

Рабочие строят нефтяную платформу в Дацин провинции Хэйлунцзян, 2 мая 2016 года. Фото: Nocolas Asfour / AFP / Getty Images)

По этой причине китайское правительство не позволило отечественным исследователям изучить процесс приватизации госпредприятий, а китайские СМИ не сообщали правду.

Как ни странно, несмотря на то, что эта тема запретна для китайских СМИ и исследователей, она открыта для внешних специалистов. Зарубежные исследователи через международные организации, такие как Всемирный банк, могут въехать в Китай свободно и проводить выборочные обследования собственности госпредприятий после приватизации. За последнее десятилетие эти исследователи опубликовали ряд книг на английском языке о результатах приватизации в КНР. Тем не менее ни одна из этих книг не была переведена или опубликована в Китае.

Китайское правительство позволило иностранным исследователям работать в стране, чтобы предоставить информацию о ходе приватизации Всемирному банку и другим международным организациям, а также подготовить почву для вступления Китая в ВТО.

Чэн Сяонун — китайский политик и экономист, проживающий в Нью-Джерси. Он выпускник университета Жэньминь, где получил степень магистра в области экономики, и Принстонского университета, где получил докторскую степень в области социологии. В Китае Чэн был помощником бывшего лидера партии Чжао Цзыяна. Его комментарии и статьи регулярно появляются в зарубежных китайских СМИ. Это вторая из четырёх статей, в которой автор анализирует «коммунистический капитализм» в Китае.

Версия на английском

Оцените статью: 1 - плохо, не интересно2 - так себе, можно почитать3 - средне, местами интересно4 - хорошо, в общем не плохо5 - супер! так держать! (5 рейтинг, 1 голосов)
Loading...

Спецтемы:


Top