Все новости » Мнение » Интервью » Капитан Анатолий Целлер: Страна не может существовать, если в ней нет людей, которые могут встать на её защиту

Капитан Анатолий Целлер: Страна не может существовать, если в ней нет людей, которые могут встать на её защиту



Звучный голос, привыкший отдавать команды, и уверенный, твёрдый взгляд выдают человека мужественной профессии. Капитан Целлер может многое рассказать о своей родословной, ведущей начало со времён Древнего Рима, средневековых рыцарей и замков. Он пишет стихи, круг его интересов чрезвычайно широк.

В интервью с корреспондентом газеты «Великая Эпоха» Анатолий Целлер, ныне президент Регионального общественного Фонда содействия социально-культурному, образовательному и духовному развитию личности «Феликс», на вопрос, верно ли утверждение «как корабль назовёшь — так он и поплывёт!» отвечает: «Я считаю, что корабль поплывет так, как наученный тобой экипаж будет им управлять».

— Анатолий Самуилович, трудно было принять решение уйти из профессии?

А.Ц.: Уходить из профессии, да ещё из такой, — всегда нелегко. Для моряка его профессия — это фактически его жизнь. Работу на флоте мне пришлось оставить по семейным обстоятельствам. Было это в 1992 году. Уволился я тогда из Арктического морского пароходства, в котором проработал к тому времени десять лет.

Любопытно то, что у нас в России моряки, как и люди иных профессий, могут выйти на пенсию на пять лет раньше при наличии пятнадцатилетнего стажа работы в Арктике. А в Канаде морякам не разрешают работать в Арктике более трёх лет, потому что это угрожает их здоровью. За эти три года человек обеспечивает себя так, что ему хватает заработанных средств на всю оставшуюся жизнь.

Мы же, отрабатывая по 10–15 лет, никаких особых льгот не имеем, пенсия такая же, как у всех остальных. Зато приобретаем целый букет болезней, которые именуем в шутку «полярными надбавками».

В полярных условиях людям приходится работать буквально на износ. Иногда в процессе ледового плавания, в том числе при ледокольных проводках, капитаны не уходят с мостика по двое-трое суток. О последствиях знаю не понаслышке. Очень многие из моих коллег, прекрасных моих друзей, ушли из этой жизни, не дожив до пенсии, иные едва дождавшись её, не успевали ею воспользоваться.

— Вы обижены на страну, на законы, которые подвергают опасности жизни людей, не компенсируя должным образом их риска своим здоровьем?

А.Ц.: На это сложно ответить однозначно. Той страны, в которой было заложено такое законодательство (СССР), теперь уже не существует. Все мы понимаем, что нынешней России в условиях, когда экономически она только начинает становиться на ноги, ускорять процессы улучшения социального обеспечения будет очень сложно. Обиды, конечно, нет. Но есть у людей горечь от неоправдавшихся ожиданий и надежд на нормальную обеспеченную жизнь в будущем.

— Какими качествами должен обладать капитан, чтобы держать порядок на корабле? И как помогают Вам в жизни унаследованные от немецких предков черты характера?

А.Ц.: Порядок на судне обеспечивается слаженной работой всего экипажа. Капитан, в первую очередь, должен быть хорошим специалистом, досконально знающим своё дело. Он должен уметь хорошо ориентироваться в любых ситуациях, мгновенно принимать единственно правильные решения.

В любых условиях он должен сохранять выдержку и спокойствие. Ну, а команда должна понимать капитана с полуслова. Если капитан задёргался, — будет дёргаться весь экипаж. Не нужно ни на кого кричать, порой команды отдаются шёпотом, и люди мчатся её выполнять, потому что понимают, — от этого зависит жизнь судна, всего экипажа и сохранность перевозимого груза.

Трудно сказать, в какой мере передались мне черты характера от известных в Европе предков, но, наверное, не зря существуют в Австрии Целлерские горы (отроги Альп) и очень живописное Целлерское озеро. Доподлинно известно, что граф Петер фон Целлер служил консулом императрицы Екатерины в Португалии, т. е. был дипломатом. Может быть, поэтому мне было легко находить общий язык со всеми людьми из разных стран, в которых мне довелось побывать.

— Говорят, что людей влекут в море стремление к новым ощущениям, экзотика далёких стран и романтика путешествий в неведомое. В то же время морская стихия может быть очень опасной для жизни человека. Как ведут себя люди в момент смертельной опасности?

А.Ц.: Каждый член экипажа хорошо знает свои обязанности и должен быть готов к их выполнению в любое время дня и ночи. Экстремальные ситуации могут случиться в любом рейсе, и надо быть к этому готовыми. Представьте себе Южно-Китайское море. Тайфун идёт навстречу. Высота мачты вашего корабля 12 метров. Высота волны 18 метров.

Один из двух главных двигателей выходит из строя. На палубу, на которую погружены 40-футовые контейнеры, обрушиваются огромные волны массой в сотни тонн. Стальные тросы креплений рвутся как нитки, и 40-тонные контейнеры всплывают над палубой как игрушки…

В этих условиях, невзирая на опасность для жизни, люди идут на палубу, крепят их по новой, потому что потеря контейнера — это коммерческий брак в работе. Ремонт двигателя занимает несколько часов. И никто в это время не знает, вернётся ли судно к берегу или нет. Порой надеяться остаётся только на Бога… и происходит чудо! Смотрите-ка, стихия отступила, такое выдержали, чёрт побери!

— А случалось Вам покидать корабль последним?

А.Ц.: Мне самому не приходилось, но мой сокурсник по морскому училищу так поступил в ситуации, когда тонуло судно, и он до конца командовал экипажем по спасению. Это происходило у берегов Италии, когда в новогоднюю ночь борта были пробиты грузом. Тогда капитан заперся в рубке на капитанском мостике и ушёл на дно вместе с судном.

Можно только гадать, почему он не покинул корабль вместе со всеми. Видимо, опасался ответственности за случившееся. Ведь у нас, что бы ни случилось, всегда виноват капитан, с него и спрашивают.

Когда 31 августа 1986-го в Цемесской бухте под Новороссийском случилась одна из самых крупных и загадочных в истории мореплавания катастроф, и круизный пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» столкнулся с сухогрузом «Петр Васёв», судили капитанов, хотя к столкновению привели ошибки двух вторых штурманов.

— Давайте не будем о грустном. Правда ли, что в море влюбляешься на всю жизнь, и, кроме реальной опасности, есть много прекрасных моментов?

А.Ц.: Хождение по морям — это постоянная смена впечатлений. В море совершенно по-другому выглядит ночное небо. Оно кажется очень близким и ярким, звёзды горят, как фонари. В городе мы этого не видим, потому что световой фон не даёт разглядеть.

Абсолютно потрясающие картины можно наблюдать в море при восходах солнца и его закатах (то же самое и с луной.) Да и само море бывает очень разным. То спокойное, лазурное, манящее, то насупившееся и потемневшее до черноты, встряхивающее тебя рвущимся навстречу ураганом…

А полярные сияния на крайнем Севере! Моржи, тюлени и белые медведи, также киты, касатки и дельфины в южных морях — ну как можно не влюбиться во всё это раз и навсегда?!

В каждой местности своя красота, есть экзотические, тропические, а есть и арктические берега. В Арктике тебя преимущественно окружает дикая природа, голая тундра, но по-своему очень красивая. По такой красоте моряки, ушедшие на берег, испытывают ностальгию, особенно когда по телевидению показывают знакомые сюжеты, страны, где ты бывал. Первое время, когда ушёл из флота, аж сердце выпрыгивало, когда видел знакомые места. Сейчас уже не так, но всегда хочется побывать там ещё раз.

Кстати, работая в Арктике, я не однажды видел такие явления, похожие на миражи. Это случалось примерно в тех районах, где много лет искали, но так и не нашли «Землю Санникова», Удивительное дело — мираж, когда вы совершенно реально видите неподалёку проходящую у вас по борту землю! Огромный зелёный остров со скалами, покрытыми лесной растительностью, где птицы летают и стекают речки с гор к равнинному берегу. Весь экипаж, свободный от вахты, собирается на палубе. Рассматривают это чудо, да посмеиваются… Все знают, что там ничего нет, мы идём в открытом море, кругом арктические льды, а та экзотика — просто обман зрения.

— А чем Вы занялись после службы на флоте?

А.Ц.: Я пытался найти своё место, трудно было адаптироваться, начал искать работу. Приходишь на собеседование, спрашивают: «Кто ты по профессии?» Говоришь — моряк, отвечают — нам в Москве пароходы водить не надо.

Надо было кормить семью, и я решил организовать свой бизнес. Брал у своих знакомых продукты, ставил их на реализацию в разных магазинах. Очень быстро понял, что такая работа совершенно не по мне. Потом создалась группа энтузиастов, которая занималась разработкой новых технологий. Её возглавил Борис Михайлович Белик, уникальный изобретатель. После его смерти всё сошло на «нет».

Сейчас моя общественная работа больше связана с военно-патриотическим воспитанием молодёжи. Я считаю это важным. Страна не может существовать, если в ней нет людей, которые могут встать на её защиту.
Мы взаимодействуем с множеством ветеранских организаций, проводим встречи в школах, кадетских корпусах, других детско-юношеских организациях. Выступаем с лекциями. Интерес у молодёжи к рассказам есть, кино даёт очень поверхностное представление о нашей истории. Если рассказ интересен, и выступающий хорошо владеет материалом, они слушают на одном дыхании.

— Почему у нас общение с детьми ограничивается Второй Мировой войной? Неужели другие исторические события менее значимы?

А.Ц.: Нельзя сказать, что у молодёжи нет интереса к другим историческим событиям. Я не раз убеждался в том, что ребята с не меньшим интересом воспринимают информацию о битве на Куликовом поле и о сражении на реке Калке. Они совсем не знают подробностей. В школе им даются только самые общие понятия. Я рассказывал о том, как шло войско на битву под предводительством юного князя Дмитрия Донского, который проявил большой талант полководца уже в самом этом походе.

Говорю им, давайте вспомним, как состоялся сбор русских дружин в подмосковной Коломне. Показываю на карте: «Отсюда надо было спуститься к Дону, минуя недружественную Рязань, и постараться опередить литовского князя Ягайло, идущего на соединение с Мамаем. Не дойдя до Рязани, Дмитрий изменил направление и двинулся навстречу литовскому войску. Разведка донесла Ягайло о том, что Дмитрий движется ему навстречу. Князь литовский находит подходящее место для сражения и останавливается в ожидании прихода русских.

Дмитрий, только этого и желавший, вновь резко меняет курс. Теперь он идёт на Рязань. Олег Рязанский выводит дружину из города и ждёт нападения. Что делает Дмитрий? Он не заходит в город и не нападает на Олега. Он проходит между ними, оставляя Олега с его дружиной позади своего войска и в стороне от него, отрезав Олегу дорогу к Дону, где тот должен был соединиться с Мамаем. Удивительный талант молодого полководца лишил Мамая возможности получения серьёзного подкрепления и сыграл значительную роль в разгроме Ордынского войска».

Разве не интересны молодым эти подробности?

— Анатолий Самуилович, мы с Вами познакомились в Москве на съезде Международного общественного движения «ОКЕАН», Вы имеете отношение к этой организации?

А.Ц.: «ОКЕАН» — это международное общественное движение, открытая конфедерация евразийских народов. В настоящее время лидером этого движения является Вадим Юрьевич Мингалёв. Есть отделения в Белоруссии, Казахстане, Украине, России.

Более десяти лет тому назад президент России В. В. Путин и президент Казахстана Н. А. Назарбаев впервые продекларировали идею евро-азиатского объединения. Геополитически мы с вами пребываем на материке Евразия, на котором проживает огромное количество самых разных народов из разных стран.

За объединение всего этого пространства и выступает наше движение, т. е. «от океана до океана», от Лиссабона до Владивостока должно быть единое экономическое пространство. Это поможет подтянуть экономически отсталые регионы, поможет многим обрести достойный уровень жизни, который не везде сейчас одинаков. Здесь подразумевается общее развитие, предполагающее общую оборону и защиту от любых напастей.

Должен быть проработан и подписан договор, объединяющий все государства материка в политическом, экономическом и военном отношении. При этом каждое государство остаётся в достаточной мере суверенным и может иметь любые другие межгосударственные Договоры, если таковые не идут во вред общему объединению. Идея очень интересная, и у неё есть перспективы.

— Как Ваше движение отреагировало на события в Украине?

А.Ц.: То, что произошло там, можно было, в принципе, ожидать. Исторически Украина, как самостоятельное государство, появилась на карте мира совсем недавно. При Иосифе Сталине она была образована как Украинская Советская Социалистическая Республика, до этого называлась Малороссией, окраиной Российской империи. На протяжении последних трёхсот лет эта территория постоянно переходила из рук в руки.

Окончание войны с Речью Посполитой, куда входили Королевство Польское и Великое княжество Литовское, позволило России оказать энергичное сопротивление агрессивной политике Османской империи, претендовавшей на Украину. Те части Украины, которые были под их влиянием, до сих пор тяготеют к Западу. Поэтому надо понимать, что западную и восточную часть Украины заселяют разные «украинцы». Русскоговорящих украинцев в стране проживает более 60 процентов.

— Вы согласны с утверждениями, будто бы пророссийски настроенные украинцы хотят возврата СССР?

А.Ц.: Я так не думаю, я бы сказал, что на их желание быть вместе с Россией влияют более давние исторические корни, ещё до Киевской Руси. Русский — это общее понятие, которое вобрало в себя целый ряд славянских племён — кривичей, русичей, древлян, полян, галичей, вятичей, родимичей и многих других, объединённых общим языком, общей культурой, влияние которой и объединило этих людей в единый русский этнос.

Кто-то очень верно сказал: «Тот, кто не сожалеет о распаде СССР — полный негодяй, но тот, кто желает вернуть СССР — полный идиот!». Не в СССР хотят вернуться эти люди. Они хотят вернуться в Россию. Ведь веками те земли, на которых они сейчас живут, были территорией России. Пример Крыма, который, в соответствии с убедительно прозвучавшим волеизъявлением его населения, вернулся в состав Российской Федерации — яркое тому подтверждение.

— Мы видим, что внутри одной страны нет единства, сможет ли «ОКЕАН» выполнить функцию объединения? И что может быть объединяющим фактором — общая идея или культура?

А.Ц.: Культура играет не последнюю роль, но общая история является определяющей. Если взять американский материк, особенно Южную Америку, там совсем другая культура и иная история, чем у европейской и азиатской части нашего материка. Есть некоторая разница и в том, что называют модным нынче словом «менталитет», но люди, населяющие материк, ближе друг к другу, чем, к примеру, мы и перуанцы или мексиканцы. Да и практика многовекового совместного проживания и взаимоотношений на одном материке играет вполне заметную положительную роль.

— Какое решение конфликта ожидаете в Украине?

А.Ц.: На мой взгляд, после отсоединения Крыма, осталась де-факто не одна, а две Украины. Одна — это западная её часть, и другая — та, что объединяет восточные и южные земли Украины. Я пожелаю и тем, и другим проявить здравый смысл и выразить своё собственное мнение о будущем государственном устройстве.

На самом деле мне искренне жаль, а можно сказать, даже больно за всё то, что произошло в Украине. Очень много у меня там родных и друзей. Россияне всегда готовы протянуть руку помощи, но практическое решение судьбы страны остается всё же за самим украинским народом.





Top