Китай может начать контролировать глобальную сеть Интернет с 1 октября

Автор: 18.09.2016 Обновлено: 09.08.2023 20:23

В ноябре 2014 года Ли Юйсяо, научный сотрудник Китайской академии киберпространства, заявил на Всемирной конференции по вопросам управления Интернетом: «Настало время для Китая выполнить свои обязанности. Если Соединённые Штаты готовы отказаться от контроля интернет-сферы, возникает вопрос о том, кто примет эстафету и как Интернет будет работать» Об этом сообщило государственное китайское СМИ China Daily. /epochtimes.ru/

«Мы должны сначала определить нашу цель в виртуальном пространстве, а затем думать о стратегии, прежде чем перейти к уточнению наших законов», — сказал Ли. Он сделал это заявление в ответ на сообщения о том, что США откажутся от федерального государственного контроля над Интернетом путём прекращения контракта между Министерством торговли США и Интернет-корпорацией по присвоению имён доменов и номеров (ICANN). Контракт планируется расторгнуть 1 октября.

Так как Соединённые Штаты намереваются отказаться от контроля над ICANN, китайские власти спешат заполнить пустоту. За последние два года они подготовили свод законов, регулирующих все аспекты работы Интернета, и продвигают их через Организацию Объединённых Наций с помощью иностранных компаний внутри Китая, а также через организации, созданные для взаимодействия с крупными технологическими компаниями за рубежом.

ICANN является органом, который регулирует регистрацию доменных имён и гарантирует пользователям, что их не перенаправят на сайты, которые они не намерены посетить.

Контроль над ICANN должен взять на себя Международный союз электросвязи (МСЭ) (International Telecommunications Union, ITU) при Организации Объединённых Наций, отвечающий за вопросы, связанные с Интернетом. Китай приложил большие усилия, чтобы оказывать влияние на МСЭ.

Закладка фундамента

В течение двух лет после выступления Ли на Всемирной конференции по вопросам управления Интернетом китайские власти подготавливали почву для того, чтобы получить возможность управлять глобальной сетью Интернет. Они организовали трёхдневную конференцию в Учжэнь, в которой приняли участие более тысячи интернет-компаний из ста с лишним стран и регионов мира.

Председатель ICANN Стив Крокер выступает на совещании ICANN в Сингапуре 9 февраля 2015 г. Фото: Roslan Rahman/AFP/Getty Images

Председатель ICANN Стив Крокер выступает на совещании ICANN в Сингапуре 9 февраля 2015 г. Фото: Roslan Rahman/AFP/Getty Images

Сейчас Ли является генеральным секретарём Ассоциации кибербезопасности Китая, которую возглавляет Фан Биньсин, создатель китайского файервола, с помощью которого власти жёстко контролируют Интернет. Перед Ассоциацией поставлена задача продвижения и соблюдения законов китайских властей об Интернете.

Китай в настоящее время стоит у руля Международного союза электросвязи и пытается навязать свои правила американским и другим компаниям, работающим в стране. Он начал вводить крупные американские фирмы, в том числе Microsoft Corp., Intel Corp., Cisco Systems Inc. и IBM-в свой «Технологический комитет 260», перед которым поставлена задача, в соответствии с Wall Street Journal, помогать китайским властям разрабатывать правила шифрования, работы с большими объёмами данных, а также кибербезопасности, и определить, какие технологии должны быть «безопасными и контролируемыми» китайскими властями.

Все ключевые инфраструктуры сети и информационные системы должны быть «безопасными и контролируемыми» в соответствии с Законом о национальной безопасности, который охватывает всё: от культуры до политики, военную сферу, экономику, окружающую среду и технологии.

Вскоре после того, как закон был принят 1 июля 2015 года, китайский Фонд информационных технологий и инноваций объяснил, что это требование — «часть стратегических усилий по вытеснению, в конечном счёте, иностранных технологических компаний из Китая и с рынков по всему миру».

В то время как китайские власти начали использовать «кибербезопасность» для маскировки своих целей, партийные чиновники и государственные новостные агентства были очень откровенны в своих намерениях на Всемирной конференции «Интернет-2014».

Государственная China Daily сообщила: «По мнению экспертов, Китай использует эту платформу, чтобы продвигать свою собственную стратегию и правила в мире, это миссия, которую страна с наибольшим количеством пользователей Интернета считает значимой и актуальной».

Китайский премьер Ли Кэцян заявил по этому поводу, что «Китай рассматривает возможность создания своих собственных правил в киберпространстве» и «общий свод правил» для Интернета.

China Daily процитировала Шень И, доцента, специализирующегося в области кибербезопасности, из университета Фудань, который сделал более откровенное заявление: «Китай имеет возможность в настоящее время установить международные правила для киберпространства и использовать свою стратегию и правила, чтобы влиять на мир».

Многие правительственные чиновники США, организации и эксперты выразили тревогу по поводу планов Соединённых Штатов отказаться от контроля над ICANN.

Сенатор Тед Круз (Республиканская партия, Техас) и член палаты представителей Шон Даффи (Республиканская партия, Висконсин) внесли 8 июня законопроект, защищающий Закон о свободе Интернета, предотвращающий передачу ICANN США, а также обеспечивающий исключительное право США на собственность доменных имён .com и .mil.

По словам Криса Мэттманна, который участвовал в создании некоторые из основных технологий Интернета, роль ICANN в частности заключается в управлении и координации системой доменных имён (DNS). Если ICANN больше не находится под контролем США, сказал он, определением того, какие сайты показываются вам при вводе URL, смогут манипулировать иностранные державы, используя любые средства, от цензуры до кибератак.

Мэттманн помог разработать систему электронной почты по просьбе администрации Internet Assigned Numbers, которая является подразделением ICANN. Он также помог разработать несколько систем Apache, которые лежат в основе Интернета. В настоящее время он работает в Лаборатории реактивных двигателей НАСА.

«Если даже Интернет сам по себе децентрализуется, что и происходит, он начнёт разрушаться, если не будет какого-то элемента централизованной власти», — говорит он.

Эти настроения разделяет и Филип Циммерманн, создатель стандарта шифрования PGP и главный научный сотрудник и соучредитель Silent Circle, компании, специализирующейся на защищённой связи. Он сказал, что Соединённые Штаты должны поддерживать контроль над Интернетом, ибо «мы отдаём его в управление международному органу, который может легко попасть под влияние государств-членов с репрессивными режимами».

«Интернет должен дать слабым голос. Если Китай контролирует свои собственные домены в пределах своей страны, ему будет легко подавить оппозицию», — сказал он.

По словам Барни Ворфа, профессора географии в Университете штата Канзас, который опубликовал исследования по глобальной свободе Интернета и управления, «это жестокий, репрессивный режим, подавляющий права человека». Он сказал, что вероятность того, что китайская компартия может обеспечить соблюдение своих законов в глобальной сети Интернет, пугает.

Ворф отметил, что хотя Соединённые Штаты и управляют неофициально Интернетом, они не установили жёсткого контроля над ним, что позволило процветать инновациям. По его словам, отсутствие строгого управления дало людям возможность «экспериментировать и делать ошибки»: «Я думаю, что Интернет процветает, потому что нет центральной власти, управляющей им».

Законы для Интернета

В январе 2014 года отделение МСЭ в ООН избрало Хоулинь Чжао из Китая руководителем организации, которая стремится управлять электронными сообщениями.

Чжао ранее заявлял, что цензура носит субъективный характер. В соответствии с The New American, когда в октябре 2014 года Чжао спросили о «китайской цензуре, преследующей инакомыслящих», он ответил уклончиво: «Некоторые виды цензуры не должны казаться странными для других стран».

МСЭ привлёк международное внимание в 2012 году, когда за закрытыми дверями на Всемирной конференции по международной электросвязи в Дубае переписали правила, регулирующие глобальную сеть Интернет, что вызвало жёсткую критику. Cnet.com сообщил о документе, в котором МСЭ предлагал ввести глобальный налог на интернет-контент провайдеров, включая Google, Facebook, Apple и Netflix.

Центр демократии и технологии сообщил о предложении МСЭ «дать правительствам и компаниям возможность отсеивать все виды трафика, включая сообщения электронной почты пользователей Интернета, банковские операции, а также голосовые вызовы, без надлежащих гарантий неприкосновенности частной жизни».

Наряду с ростом влияния компартии Китая в ООН, китайские власти, стремясь управлять Интернетом, начали формировать свои собственные законы и руководящие органы, которые могли бы продвигать эти законы и в Китае, и за рубежом.

[eet_my_box3]

В декабре 2015 года китайские власти приняли закон о борьбе с терроризмом, который позволяет расшифровывать информацию и контролировать системы, объяснив это необходимостью предотвращения распространения экстремистской информации.

Ся Иян, старший директор по исследованиям и планированию в Фонде прав человека, говорит, что термины «терроризм» и «экстремизм» — это политические ярлыки, которые компартия использует, чтобы оправдать свои злоупотребления в области прав человека, в данном случае, главным образом, в отношении мусульман-уйгуров в Синьцзяне, также известном как Восточный Туркестан.

«Как и тибетцев, они называют их «сепаратистами». Это стало ярлыком. Если кто-то слышит о террористических актах в Китае, то сразу думает об уйгурах. Если говорят о сепаратистах, думают о тибетцах. Это политические ярлыки», — говорит Ся.

В июле 2015 года китайские власти приняли закон о кибербезопасности. Reuters сообщил, что закон требует от сетевых операторов «принять контроль правительства и общественности» и сохранять все личные данные китайских граждан и «важные бизнес-данные» для государственного надзора.

Reuters также отметил, что закон был спорным для США и Европы, так как он влияет на иностранные фирмы и даёт китайским властям возможность блокировать распространение личной информации, которую китайское законодательство считает незаконной. Это вызвало беспокойство у правительств, многонациональных компаний и правозащитников, поскольку компартия может «интерпретировать закон, как считает нужным».

Существует длинный список аналогичных законов и нормативных актов. В феврале 2016 года китайские власти издали правила для публикаций в Интернете, а в марте разработали правила регистрации доменных имён и правила для государственных закупок, которые ограничивают иностранных поставщиков. Ожидается принятие закона о правилах шифрования.

Ассоциация кибербезопасности Китая

25 марта 2016 года китайские власти создали Ассоциацию кибербезопасности Китая (Cyber Security), которая, как утверждают, является национальной некоммерческой организацией (НПО), но, согласно сообщению Центра стратегических и международных исследований (CSIS), ассоциация подчиняется организации Leading Small Group for Network Security and Information (Руководство малыми группами для безопасности сетей и информации), которую возглавляет Си Цзиньпин, и «отвечает за формирование и реализацию информационной политики и законов о безопасности Интернета». Ассоциация будет фокусироваться на безопасности информационных систем, поддержке технологии надзора за общественным мнением, управлении информацией, пропаганде и защите основных китайских интересов в условиях глобализации, а также содействовать конкурентоспособности китайских ИТ-компаний на мировом рынке».

В сообщении Центра говорится, что китайские власти «с головокружительной скоростью создают институты, а также правовые и регулирующие механизмы, необходимые для укрепления управления глобальной киберсистемой».

В докладе CSIS отмечено, что новая организация Cyber Security в Китае даёт возможность «участвовать в международной кибердипломатии на более высоких уровнях» и «взаимодействовать с международной индустрией, академическими, а также научно-исследовательскими ассоциациями, которые составляют глобальную систему кибер-управления».

Ли Юйсяо, генеральный секретарь Ассоциации, в интервью 18 декабря 2015 года, опубликованном на сайте Всемирной интернет-конференции, заявил, что, поскольку Китай имеет самое большое количество пользователей Интернета в мире, он по праву может «устанавливать международные правила управления киберпространством». Ли добавил, что «установление правил — это только начало».

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА