Все новости » Китай » Общество Китая » Китай планирует взорвать острова на реке Меконг в рамках нового Шёлкового пути

Китай планирует взорвать острова на реке Меконг в рамках нового Шёлкового пути


Пла беук (pla beuk) — гигантский беззубый сом, самая большая пресноводная рыба в мире. Эти сомы когда-то проплывали огромные расстояния по могучей реке Меконг из южного Китая, через Бирму, Лаос, Таиланд и Камбоджу, вплоть до дельты реки во Вьетнаме.

Теперь, возможно, осталось только несколько сотен взрослых особей, прячущихся в глубоких, относительно ненарушенных местах реки.

Их изображения можно увидеть на курортах Меконга, на стенах ресторанов и прибрежных храмов.

Картина «Пла Беук» в тайском храме. Фото: Wikimedia Commons

В древности этих сомов почитали по всему бассейну Меконга. Те, кто стремился поймать его, должны были выполнять специальные ритуалы и подношения перед тем, как отправиться на рыбалку.

Традиционный способ ловли священного сома заключается в том, что рыбак плывёт на деревянной лодке и бросает самодельное копьё или волокнистую сеть, нагруженную камнями, на каждом углу. Но теперь китайские власти хотят убить сомов другим способом — бомбами.

«Кто же будет бомбить сомов?» — спросите вы.

Расширяющиеся торговые маршруты Китая

Правительство Китая 14 мая приступило к реализации проекта «Шёлковый путь», направленного на развитие торговых путей по землям Центральной Азии в Европу, а также маршрутов через азиатские моря.

Chinese Communications Construction Company (государственная китайская компания по строительству коммуникаций), которой поручено разработать торговый маршрут вдоль реки Меконг, планирует взорвать динамитом речные острова на 900-километровом участке реки от китайской провинции Юньнань до речного порта Луангпрабанг в Лаосе.

По другую сторону Индокитайского полуострова, в Южно-Китайском море, Китай строит острова, но в Меконге он хочет уничтожить острова, чтобы сделать реку более судоходной. Сторонники этой идеи говорят, что это «проект по улучшению реки», «сглаживанию» Меконга.

Этот участок реки был судоходным в многие десятилетия. Грузовые суда, перевозящие приблизительно 60 тонн груза или больше, могут безопасно проходить между островами Меконга, если на борту находится опытный навигатор.

Но китайские власти считают, что крупные суда означают интенсивную торговлю и процветание. Они планируют открыть участок Меконга Юньнань – Луанг – Прабанг для 500-тонных грузовых барж.

Это означает, что сотни речных островов в Китае, Бирме, Таиланде и Лаосе должны быть уничтожены.

Путь к распаду окружающей среды

Не будучи официально частью нового Шёлкового пути, маршрут Меконга всё ещё является одной из национальных целей Китая по расширению торговых путей. Но за пределами Китая экологические группы, такие как «Спасите Меконг», «Международные реки», «Сеть рек Бирмы», ставят под сомнение экономическое обоснование для Меконга в качестве расширенного торгового маршрута.

Они предполагают, что сглаженный Меконг увеличил бы торговлю между Китаем и другими странами на незначительную сумму. Многие также считают, что этот план в основном касается Китая, получающего доступ к быстрорастущему рынку Юго-Восточной Азии для сбыта сельскохозяйственных продуктов из провинции Юньнань.

Сейчас производителям из Юньнань требуется две недели, чтобы доставить свои товары в китайский морской порт, и ещё неделя, чтобы доставить их на большие городские рынки в Индокитае. Торговый путь Меконга преподносится как способ сделать это в течение нескольких дней.

Фото: pixabay

Несмотря на крупное судоходство и короткое время в пути, экономический импульс может быть менее важным для Китая, чем политические дивиденды. Китайские власти намереваются предоставлять кредитные линии в размере $10 млрд различным странам Меконга. Они могут использовать этот долг для продвижения собственных интересов в регионе.

Если речные острова действительно будут уничтожены, можно ожидать целый ряд экологических последствий на сотни километров по течению реки. Река может двигаться быстрее на отдельных участках, разрушая прибрежные фермы и заповедные зоны. Это может также закончиться тем, что в других частях течение будет медленнее из-за понижения уровня воды и изменения количества и качества осадочных отложений, которые будут перемещаться вниз по течению.

Влияние изменения расхода воды на продовольственную и водную безопасность ещё не рассчитано, но риски огромны.

Меконг с его богатыми осадочными отложениями имеет решающее значение для выращивания риса. Здесь также обитают сотни видов рыб. Для десятков миллионов людей, включая миллионы рыбаков, живущих в бассейне реки Меконг на уровне прожиточного минимума, рыба и рис составляют ежедневный рацион.

Возможно, неразумно спекулировать этим неоценимым ресурсом просто для того, чтобы немного увеличить показатели международной торговли. Угроза для их средств к существованию недавно вынудила рыболовецкие сообщества Меконга выйти на улицы с протестами.

Деловые люди в Бирме, Лаосе и Таиланде могут рассчитывать на увеличение торговли между их странами, но при этом могут оказаться вытесненными из своей местной экономики из-за дешёвых китайских товаров, которые будут в огромных количествах переправляться по реке.

Скала или остров?

Те, кто стремится «сгладить» Меконг, обычно называют речные острова скалами. Но эти «скалы» живые.

Многие из них покрыты растительностью, на некоторых растут деревья. Их наличие в реке создаёт бассейны, отмели и водопады, идеально подходящие для разведения бесчисленных сортов рыбы, включая беззубого сома.

Молодые сомы скапливаются в такого рода местах, чтобы укрыться от хищников. Они питаются водорослями и медленно растут. Уничтожение этих речных островов и скалистых обнажений, вероятно, приведёт к гибели молодых рыб.

В настоящее время река Меконг, как известно, является рекой с самым большим в ​​мире (после Амазонки) биологическим разнообразием. Но если речные острова будут взорваны, и река станет больше похожа на большой искусственный канал, исчезающие виды пострадают в первую очередь, в том числе и сомы.

Увы, даже если речные острова сохранятся, рыба Меконга пострадает от очередной атаки плотин из Китая. Китайские плотины уже почти перекрыли миграцию рыб в верховьях Меконга, и ещё множество плотин строится каждый год.

Представьте, что вы рыба, и ваш родной остров взорван динамитом. Это трагедия. Но натолкнуться на новую плотину — это как взрыв атомной бомбы.

Автор: Алан Маршалл, преподаватель факультета социальных и гуманитарных наук в Университете Махидол, Бангкок, Таиланд

Источник: The Conversation

 

Мнение редакции Epoch Times может не совпадать с точкой зрения автора статьи





Top