Все разделы
Велика Эпоха мультиязычный проект, эксперт по Китаю
×
Все новости » Китай » Традиционная культура » Как китайские императоры достигали максимального влияния на сердца и умы поколений?

Как китайские императоры достигали максимального влияния на сердца и умы поколений?


Не политика, не завоевания, но принципы

Лидеры всех типов — президенты, руководители, менеджеры, родители — все борются за влияние и пытаются сохранить его. Террористы используют страх и отчаяние; политики — бесконечные интриги и подходы. Снисходительные родители ублажают своих избалованных детей игрушками и конфетами.

Эти меры обусловлены стремлением к немедленной выгоде; они не могут быть долгосрочными, и последствия часто оказываются хуже, чем полученные краткосрочные преимущества.

Что делает лидера эффективным? И как достичь максимального влияния, то есть оставить после себя наследие?

Храм Неба в Пекине, Китай. (Wikimedia Commons)

Храм Неба в Пекине, Китай. (Wikimedia Commons)

Принципы, а не сила

В своей работе «Республика» древнегреческий философ Платон описал утопическое общество, которым руководит правитель-философ. Согласно учению этого великого афинского мыслителя, правитель должен стремиться воплощать универсальные идеалы, оставаясь незатронутым так называемыми феноменами и не поддаваясь искушению бесчисленных событий и явлений, которые пробуждают чувства и приводят к отклонению от высшего пути.

Наиболее выдающиеся и уважаемые монархи Древнего Китая правили в соответствии с конфуцианскими принципами, превосходящими расы, классы и границы и продвигающими добродетель, нравственность и сдержанность.

Около 2 500 лет назад, когда жил Конфуций, всего за несколько десятилетий до Платона и других прародителей западной мысли, бродивших по городам-государствам Греции, Китай находился в состоянии раздробленности и гражданской войны — это был Весенний и Осенний период. Конфуций стремился вернуться к гармонии начального периода династии Чжоу (1046-771 гг. до н.э.), когда добродетельный монарх правил независимыми гражданами, которые в свою очередь уважали его власть.

Деталь картины о втором «южном походе» императора Канси в 1689 году (Wikimedia Commons)

Деталь картины о втором «южном походе» императора Канси в 1689 году (Wikimedia Commons)

Конфуций учил, что в то время как социальная и политическая иерархия была естественным и желательным аспектом цивилизации, все — от крестьянина до правителя — должны были следовать универсальным ценностям и важнейшим добродетелям: сыновней почтительности, доброжелательности, справедливости, правилам приличия, мудрости и вере.

Традиционные общечеловеческие ценности в противовес принуждению описаны в следующей фразе из «Правил студентов», учебника XVI века, известного поэтическим изложением конфуцианского учения: «Людей можно подчинить силой, но в своих сердцах они будут роптать; только тогда, когда следуют принципам, не будет разногласий».

Не напрямик

Авраам Линкольн говорил о власти как о проверке характера человека. Кому-то может быть дана власть, но только при использовании её для выражения внутренней силы и выдержке его действия будут эффективными, а наследие — уважаемым.

В 1662 году восьмилетний император Канси начал своё 61-летнее правление в Китае. За двадцать лет до этого его сородичи маньчжуры прорвались через Великую китайскую стену и завоевали Китай, установив династию Цин (1644-1912 гг.).

Император Канси династии Цин в возрасте 40 лет (Wikimedia Commons)

Император Канси династии Цин в возрасте 40 лет (Wikimedia Commons)

Канси знал, что люди хань, которые составляли подавляющее большинство населения Китая, не были в восторге от перспективы жить под властью маньчжурских завоевателей. Вместо того чтобы отказаться от престола или подчинить себе местное население, Канси изучал труды Конфуция. Он проводил просвещённую политику, основанную на принципах, приемлемых для всех народов империи.

В то время как брак с членами императорской семьи Цин был дозволен только маньчжурам, Канси и его двор соблюдали китайские бюрократические традиции, в частности основанную на заслугах систему экзаменов, благодаря которой образованные талантливые люди могли стать государственными чиновниками.

Во время и после правления Канси маньчжуры постепенно научились уживаться с ханьцами. Обмен между двумя народами, объединёнными древними традициями образования и управления, воплощёнными в жизнь Канси и его потомками, способствовал процветанию всей китайской цивилизации.

Император Канси в доспехах. (Wikimedia Commons)

Император Канси в доспехах. (Wikimedia Commons)

Маньчжуры не были единственными иностранцами, управлявшими Китаем. За 400 лет до Канси Монгольская империя, крупнейшая в истории, завоевала Китай, но монголы использовали  более жёсткий подход.

В монгольской династии Юань (1271-1368 гг.) ханьцы считались самой низкой из пяти рас и обращались с ними жестоко. Установив кастовую систему с большинством населения на нижней ступеньке, монгольские правители вынуждены были тратить драгоценные человеческие и материальные ресурсы, чтобы удерживать китайцев на их месте. Восстания вспыхивали повсеместно, и захватчики были вынуждены отказаться от Поднебесной менее чем через столетие после того, как поработили её.

Власть, основанная на завоевании и манипуляции, слаба; хотя мощная армия или хитрый политик может подчинить людей своей воле, эти внешние проявления силы не могут компенсировать её слабость.

Наследие

За 200 лет до Рождества Христова могущественный правитель Ин Чжэн объединил Китай, установив единую династию Цинь. Ему дали имя Цинь Шихуан — первый император.

Законность — идеология Цинь — требовала полной покорности ума и тела государству и его лидеру. Повсюду сжигали книги различных философских школ и хоронили заживо их авторов.

Несмотря на силу и террор, династия Цинь Шихуана не смогла выжить без тирана, основавшего её. После того как первый император умер, страха больше не было, и страна быстро погрузилась в пучину гражданской войны. Последующая династия Хань (206 г. до н.э. – 220 г.) возродила конфуцианство. Наступил золотой век китайской цивилизации.

Конфуций верил в порядок, установленный с помощью образования и морали, а не силой оружия. По его мнению, эта гармония лучше всего проявилась во времена первых царей династии Чжоу, которые после их поражения в раннем царстве Шан позаботились о том, чтобы основать свою легитимность на универсальном Законе Неба. Правитель — Сын Неба — обязан был вести себя и действовать в соответствии с более высокими стандартами. Несмотря на высокий авторитет, он всё же не имел абсолютной власти и не мог действовать по своей воле.

Король Вэнь Цзябао, первый монарх династии Чжоу, около 1100 г. до н.э. (Wikimedia Commons)

Вэнь Цзябао, первый монарх династии Чжоу, около 1100 г. до н.э. (Wikimedia Commons)

Династия Чжоу существовала 800 лет и была в Китае самой длинной. Ранние цари в столице Хаоцзин управляли своими подданными на основе сотрудничества и взаимного уважения. Платон мог бы ими гордиться. Позже Хаоцзин был оккупирован захватчиками, и правители Чжоу фактически потеряли свою власть. Но они по-прежнему пользовались уважением, и региональные владыки продолжали признавать их царские титулы ещё 500 лет.

Версия на английском

Оцените статью:1 - плохо, не интересно2 - так себе3 - местами интересно4 - хорошо, в общем не плохо5 - супер! так держать! (Нет голосов)
Loading...

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Спецтемы:


3
Top