Все разделы
Велика Эпоха мультиязычный проект, эксперт по Китаю
×
Все новости » Китай » Китайский бум в России продолжался 100 лет

Китайский бум в России продолжался 100 лет


В XVIII веке в России и Европе наблюдался «китайский бум». Китай почти 100 лет волновал интеллигенцию. Модное увлечение китайской философией и прикладным искусством называлось тогда в Европе «китайским поветрием». В России это явление называли «китайщиной». /epochtimes.ru/

Китай интересовал Европу не только в торговом отношении, но и как объект миссионерской деятельности. Непрерывная деятельность миссионеров позволяла западному обществу получать новые знания о Китае, часто искажённые, идеализированные. В Век Просвещения учёные, философы и правители Европы стали искать в китайской культуре вдохновения и свежих идей в понимании мироустройства, совершенствования личности и рационального монархического управлении страной.

культура Китая

Портрет Вольтера.

Для большинства европейцев китайская культура стала своеобразным объектом поклонения. В моду вошли глубокомысленные беседы на эту тему. Восток стал темой размышления для французских философов Вольтера и Д. Дидро, английских просветителей Ф. Бэкона, А. Поупа, Г. В. Лейбница и И. В. Гёте в Германии, а также российских просветителей, таких как Я.П. Козельский, А.П. Сумароков, Н.И. Новиков. Запад противопоставлялся Китаю, как мир утраченной мудрости.

В Европе распространялась мода на подражание китайскому искусству. Строились дома в китайском стиле, менялась парковая планировка по китайским образцам, исполнялись китайские драматические произведения. Распространение получила имитация китайского фарфора и шёлка для украшения помещений.

культура Китая

Франсуа Буше. Дама за туалетом. На заднем плане ширма в стиле шинуазри. Фото: ru.wikipedia.org

Влияние китайской культуры в XVIII веке привело к созданию в европейском искусстве нового стилевого направления — шинуазри, в котором задействованы мотивы китайского средневекового искусства. Западных художников очаровывало иное видение прекрасного в китайской культуре. Они восхищались прозрачностью красок китайской палитры и необычностью китайского орнамента.

Европейские правители были главными заказчиками произведений искусства. Сказки о мудрых и сильных правителях Востока развивали их воображение. На Западе правителям можно было только мечтать о той власти, которую имели императоры Китая. Создавать обстановку «в китайском стиле» было признаком роскоши и власти.

культура Китая

«Китайский сад» Ф. Буше. Фото: ru.wikipedia.org

«Китайщина» в России

В конце XVII века к правлению приступил Пётр I, который взял ориентацию на Запад. В России постепенно высокую значимость приобрела французская культура. Высшие слои общества начали изъясняться по-французски и носить одежду на французский манер. Екатерина II вела личную переписку с Вольтером, Дидро и другими просветителями. Тогда «китайский бум» естественным образом перешёл в Россию, в то время как в Европе он уже пошёл на спад.

Интерес к Китаю проявляли и до правления Екатерины II. Ещё во время Петра I убранство некоторых дворцов было сделано на китайский лад. В дальнейшем его дочь, императрица Елизавета Петровна, устраивала в этих залах приёмы и костюмированные балы. Во время правления Елизавета Петровна часто заказывала себе китайские веера, лампы, столовые сервизы, лаковые столики и др.

культура Китая

Фарфоровая тарелка, период правления императора Канси (1661-1722). Фото: ru.wikipedia.org

Сподвижник Петра I граф Б. Шереметьев создал около Зимнего дворца на берегу Невы сад с китайскими беседками. Во дворце графа Шувалова можно было увидеть обилие китайской посуды, ваз, мебели, обшитой в китайском стиле. Во время правления Екатерины I, фактический правитель граф Меньшиков собрал большую коллекцию китайских изделий. Стены его канцелярии были обиты китайским шёлком, подаренным правительством Китая. В убранстве помещений находилось множество китайских изделий из фарфора, большинство из которых было выполнено в зелёном цвете.

Во время правления Екатерины II наблюдался пик «китайского бума». При ней был создан Китайский дворец в Ораниенбауме и многие постройки Царского Села в китайском стиле. В 60-х годах XVIII века в России был создан первый фарфоровый завод. Из Китая в Санкт-Петербург доставлялись обои для стен. Среди них были популярны тонкие узорчатые ткани. Дворцы украшали многими шедеврами китайского искусства.

культура Китая

Стеклярусный кабинет в Китайском дворце (Ораниенбаум). Фото: ru.wikipedia.org

В России уже длительное время продолжались торговые отношения с Китаем, поэтому складывалось его двойственное восприятие. Одна информация приходила непосредственно от взаимодействия с торговым партнёром, другая из Европы. Несмотря на то что в России уже появились свои синологи и переводчики, интеллектуалы страны продолжали формировать европейский «образ китайца» через знакомство с европейскими трудами.

Екатерина II была недовольна торговыми отношениями с Китаем и писала Вольтеру о невежестве китайцев и дурных стихах императора. На что Вольтер ответил: «Я думаю, войска Ваши ещё с меньшим трудом побили бы конфуциевых последователей, нежели Магомедовых!» Идеальный образ Китая отстаивали и российские просветители. Благодаря общению с ними императрица в конце концов одобрила использование некоторых принципов конфуцианства для укрепления царской власти.

«Китайский бум», который прокатился по Европе и России отвечал потребностям общества в Век Просветления. Созданные в то время на китайский манер ремесленные изделия и архитектурные сооружения были далеки от истинных образцов китайской культуры. Но это постепенное изучение Китая создало основу для его дальнейшего рационального познания в Европе.

Оцените статью:1 - плохо, не интересно2 - так себе3 - местами интересно4 - хорошо, в общем не плохо5 - супер! так держать! (3 голосов, среднее: 4,33из 5)
Loading...

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Обсуждение закрыто.

Спецтемы:


Top