Китайский журналист о взрывах в Тяньцзине: Это напоминало Чернобыль

Автор: 07.02.2021 Обновлено: 09.08.2023 19:43

Пока пожарные сражались с пламенем на месте взрывов в Тяньцзине 12 августа, цензоры китайской компартии боролись с блогерами и комментариями в соцсетях. /epochtimes.ru/

Но в эпоху смартфонов и Интернета китайские пользователи оказались быстрее. Они быстро заполнили новостной вакуум репортажами и фотографиями с места событий. Большая часть таких сообщений размещалась на WeChat, популярной китайской социальной сети.

Журналисты и блогеры искали ответы на возникшие сразу после взрыва вопросы: «Для чего на складе находились 700 тонн цианида натрия? В каких условиях хранился нитрат аммония, взрывоопасное вещество? (Сила второго взрыва составила 21 тонну в тротиловом эквиваленте и унесла жизни 116 человек). Почему склад с опасными веществами располагался вблизи жилых кварталов?» Власти не дали ответ на эти вопросы.

«Это похоже на Чернобыль»

Наутро после взрыва Хэ Сяосинь, журналист государственной газеты Beijing Daily, приехал из Пекина в Тяньцзинь, чтобы осветить событие. Преодолев полицейские кордоны, он сделал множество фотографий на месте катастрофы и загрузил ими свой аккаунт в WeChat. Они моментально распространились среди китайских пользователей, которые хотели знать истинные масштабы разрушений.

 

На фотографиях Хэ Сяосиня видны искорёженные жилые застройки, отчаянные попытки пожарных потушить горящие химические вещества, расплавленные каркасы автомобилей на раскалённой земле. Также он запечатлел прибытие из Пекина бригады в химзащитных костюмах, надеющейся взять ситуацию под контроль.

 

 

«Мы наблюдали настоящий ад на Земле. Это напоминало Чернобыль!» ― написал Хэ Сяосинь в посте на WeChat.

«Пожарные не могли потушить огонь. Осталось всего несколько человек, и они просто ждали приказов», ― написал он.

 

Журналистов, которые прибыли позднее, полиция не пустила на место событий. Вскоре катастрофа в Тяньцзине была объявлена «чувствительной темой», и все СМИ прекратили сообщать новости о ней. Остались лишь ограниченные официальные сообщения государственного новостного агентства «Синьхуа».

 

Взрывы под цензурой

Из-за цензуры на местных каналах Тяньцзиня начали показывать корейские сериалы вместо новостных выпусков и программ, посвящённых расследованию причин трагедии.

 

«Кроме официальных сообщений не было никаких новостей, ― написал в Твиттере китайский пользователь TaXiangYiKe@TXYiKe, ― ни трансляций, ни интервью с очевидцами… На Западе подобная катастрофа была бы детально освещена. Китай стал на шаг ближе к Северной Корее».

 

В социальных сетях стали быстро распространяться фото и видео тяньцзиньского порта после взрывов. Между блогерами и государственными цензорами разгорелась настоящая война: одни пытались разместить информацию, а другие ― как можно быстрее удалить. Некоторые сайты были заблокированы, а блогеры арестованы за «распространение слухов», сообщило радио «Свободная Азия».

GettyImages-484300444-662x450

Легко раненный человек держит фото своего разрушенного дома. Он вместе с другими пострадавшими участвует в протесте у отеля, где власти проводят пресс-конференцию, Тяньцзинь, Китай, 16 августа 2015 года. Фото: STR/AFP/Getty Images

Блогер Сунь Цзюньбинь описал трудности, с которыми он столкнулся, когда попытался взять интервью на месте катастрофы. Сунь и его помощники были дважды задержаны и отправлены в полицейский участок, который тоже был наполовину разрушен от взрывов.

 

«Сегодня в Тяньцзинь приезжает премьер-министр. Разве ты не знаешь? ― сказал невысокий полицейский, ― ты создаёшь проблемы».

Когда Сунь приехал в полицейский участок, вместо 21 полицейского там осталось всего 3. Остальные были ранены или пропали без вести. Полицейский участок находился всего в 200 метрах от эпицентра взрыва.

Официальные государственные СМИ объявили, что, по окончательным данным, число погибших составило 116 человек. Но в эту цифру, скорее всего, не входят сотни погибших рабочих, пожарных и других ликвидаторов катастрофы, чья судьба была проигнорирована официальными СМИ.

17 августа Сунь Цзюньбинь отправился в апелляционный офис Биньхай, чтобы взять интервью у местных жителей, которые из-за взрывов остались без жилья. Несколько полицейских старались выпроводить журналистов.

Но полицейским не нравилось выполнять такую работу, отмечает Сунь.

«Когда люди ушли, я сидел в вестибюле. Рядом сел полицейский и спросил, действительно ли я репортёр. Я подтвердил. Он нахмурился и сказал: „А, знаешь, ты бы мог не говорить всем об этом так открыто. Тогда бы полиция сразу ушла“».

«Это меня порадовало», ― написал Сунь.

Новостная война

Вэнь Юаньчао, китайский правозащитный активист и блогер, эмигрировавший в Нью-Йорк, опубликовал статью «Кто выиграет в новостной войне?».

«После того как власти наложили цензуру на информацию о взрывах, даже журналисты государственных СМИ были рассержены», ― написал Вэнь.

Вэнь считает, что блогеры и неофициальные журналисты представляют собой мощную силу, которая способна преодолеть цензуру властей.

«К тому времени, как власти осознали серьёзность ситуации, новости уже распространились», ― написал Вэнь.

 

Версия на английском

 

 

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА