Контроль над идеями и высказываниями: новая идеологическая кампания Си Цзиньпина

Автор: 07.04.2015 Обновлено: 09.08.2023 16:23

Китайский лидер Си Цзиньпин начал антикоррупционную кампанию сразу после прихода к власти в ноябре 2012 г. Она привлекла большой интерес со стороны как китайских, так и иностранных СМИ, и позволила ему заметно укрепить свою власть. /epochtimes.ru/

Гораздо меньше известно о кампании Си против «тлетворного влияния» Запада, которая повлияла на его политику в отношении Интернета, СМИ, сферы развлечений, образования и неправительственных организаций. Эта тема получила такое же важное внимание, как проблема терроризма и сепаратизма в стране.

Идеологическая основа этой кампании была изложена в коммюнике под названием «Документ № 9», изданном в апреле 2013 г. В ней указаны «семь запретных тем», о которых «нельзя говорить в медиа и свободно обсуждать в образовательных учреждениях».

Первая «запретная» тема ― конституционная демократия по западному образцу. В список антикитайских идей также попали универсальные ценности, гражданское общество, неолиберальная экономика и западный подход к журналистике. Кроме того, нельзя ставить под сомнение социализм в Китае и официальную историю коммунистической партии.

Идеологическая кампания

По всему Китаю партийные кадры были ознакомлены с секретным документом на собраниях. «Документ № 9» был издан центральным комитетом компартии, но не был официально опубликован, сообщает New York Times.

Очевидно, что такой документ не мог быть принят без одобрения Си Цзиньпина, который на тот момент находился у власти уже пять месяцев.

Последствия не заставили себя ждать. После издания циркуляра государственные газеты и веб-сайты опубликовали негативные статьи о конституционализме и гражданском обществе, хотя в прежние годы эти понятия никогда не подвергались критике. Чиновники усилили работу по блокированию статей на запретные темы в Интернете, сообщала Times в 2013 г.

«Закручивание гаек»

Анн-Мари Брейди, участвовавшая в форуме, посвящённом идеологической кампании китайского лидера, написала две книги о Китае: «Маркетинг диктатуры: пропаганда и идеология в современном Китае» (2007 г.) и «Управление мыслями в Китае» (2014 г.).

Брейди говорит, что после того как Си Цзиньпин получил власть, у него возникла потребность в закручивании гаек. Хотя его идеологическую кампанию называют антизападной, на самом деле это не новая идея, всё это наблюдалось и раньше. Брейди считает, что единственное отличие сегодняшнего Китая от эпохи Мао Цзэдуна в том, что современных китайцев не заставляют учить наизусть цитаты генсека.

30 марта Брейди опубликовала на эту тему доклад в Financial Times. По её мнению, у Си Цзиньпина намного больше шансов преуспеть в своих начинаниях, чем у его предшественников Ху Цзиньтао и Цзян Цзэминя, потому что он имеет больший контроль над политической системой Китая.

В декабре 2012 г. Си Цзиньпин выступил с секретной речью, посвящённой распаду Советского Союза, рассказала Брейди. Он назвал главной причиной распада СССР кризис идеологии: «Люди утратили веру в компартию». Си коснулся политики Михаила Горбачёва, приведшей к распаду социалистического блока. По мнению Си Цзиньпина, ошибка Горбачева заключалась в том, что он дал волю массам.

В итоге Си объявил своей целью увеличить популярность компартии у народа и «установить рамки в отношении гласности».

forum

(Слева направо) Роберт Дэйл, директор института Киссинджера, Анн-Мари Брейди, профессор политологии в Университете Кантерберри, и Ричард МакГрегор, бывший руководитель филиалов Financial Times в Пекине и Вашингтоне, на форуме «Мотивы и методы идеологической кампании Си Цзиньпина», Центр Вилсона, Вашингтон, 2 апреля 2015 г. Фото: Gary Feuerberg/ Epoch Times

Интерпретации идеологической кампании

Китайские лидеры знают, что Китай в мире не пользуется хорошей репутацией, и стараются изменить это восприятие. Иногда они действуют очень тонкими методами. Брейди была удивлена, когда увидела, что переводчик Google перевёл китайское слово «сюаньчуань» как «популяризация». Она сказала, что, согласно словарям, это слово означает «пропаганда». Этот перевод Google ― один из примеров того, как китайская компартия незаметно подменяет понятия.

Ричард МакГрегор, бывший глава филиалов Financial Times в Пекине и Вашингтоне, предположил, что антикоррупционная кампания и борьба за идеологическую чистоту могли быть «ответной реакцией» на напряжённую ситуацию в 2012 г. Приход к власти Си Цзиньпина не прошёл так гладко, как в случае с его предшественниками. Бо Силай и глава тайной полиции Чжоу Юнкан,  планировали против Си путч. Си Цзиньпин отреагировал на заговор «чистками» в партии.

МакГрегор заявил, что многие люди на Западе пребывают в иллюзии, что китайскую компартию можно реформировать. «КПК ― это не парламентская система, которую можно постепенно реформировать и сделать похожей на западную демократическую систему», ― заявил он. По его словам, коммунистические лидеры считают, что их партия «саморегулирующаяся и полностью неприкосновенная», поэтому её просто нужно «постоянно улучшать и укреплять».

Документальный фильм сначала разрешён, потом запрещён

Недавний запрет фильма «Под куполом» об экологических проблемах Китая  отражает эти тенденции. Дэйл отмечает, что до запрета фильм «был одобрен и положительно оценён министерством окружающей среды». Фильм содержал призыв к гражданам проявлять личную инициативу, чтобы прекратить загрязнение окружающей среды. Идея о личной инициативе оказалась неприемлемой для режима, который стремится всё контролировать.

«То, что независимый документальный фильм был снят и сначала одобрен китайским министерством окружающей среды, свидетельствует, что Си не стремится полностью подавить общественное мнение, но он хочет держать его в определённых рамках», ― пишет Брэйди.

Ещё один пример ужесточения этих рамок ― задержание пяти феминисток за попытку организовать акцию против сексуальных домогательств и насилия над женщинами.

«Эта новость потрясла меня, потому что в Китае никогда раньше не было подобных задержаний», ― заявила автор-фрилансэр Чжао Силэ в интервью Financial Times.

Молодые женщины в возрасте около 25 лет были задержаны просто за то, что они планировали во время международного женского дня 8 марта раздать буклеты с информацией о том, как противостоять домогательствам, сообщила Чжао. Согласно другим данным, они хотели расклеить плакаты в метро. Но чиновники, отвечающие за «поддержание стабильности», стремятся «пресечь любые проявления социальной активности», пишет Чжао.

Брейди считает, что жёсткие меры приведут только к большим протестам населения. В случае с китайскими феминистками это определённо будет так. Судя по заявлению Чжао, они не прекратят свои акции: «Задержание вызвало некоторую панику, но активистки не собираются сдаваться. Теперь они думают, как расширить своё движение».

 

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА