Все новости » Наука и технологии » Космос » Космические чудеса: песчаные дюны Марса, сталкивающиеся галактики, звёздные взрывы

На снимке, полученном с помощью Больших обсерваторий НАСА, видны две сталкивающиеся галактики. Галактики Антенны, удалённые от Земли на расстояние около 62 миллионов световых лет, показаны на этом изображении, составленном из снимков рентгеновской обсерватории Чандра (оттенки синего), космического телескопа Хаббл (золотистый и коричневый цвета) и телескопа Спитцер (оттенки красного). Галактики Антенны получили своё название от длинных, похожих на антенны, усиков, видимых при панорамном обзоре системы. Эти структуры были образованы приливными силами, возникшими при столкновении двух галактик. Фото: X-ray: NASA/CXC/SAO/J.DePasquale; IR: NASA/JPL-Caltech; Optical: NASA/STScI

ngc2392_lg

Звёзды, аналогичные Солнцу, могут стать удивительно фотогеничными в конце своей жизни. Хорошим примером является планетарная туманность NGC 2392 (также называемая «туманность Эскимос»), которая находится примерно на расстоянии 4200 световых лет от Земли. Интересно, что название «планетарная туманность» на самом деле не имеет ничего общего с планетами. Этот термин — просто исторический реликт, так как астрономам, в прошлом изучавшим космические объекты с помощью небольших оптических телескопов, туманности напоминали планетные диски. Фото: X-ray: NASA/CXC/IAA-CSIC/N.Ruiz et al, Optical: NASA/STScI

Subaru-SQ-HST-Sc

Впервые обнаруженная компактная группа галактик — Квинтет Стефана — запечатлена на этом поразительном изображении, созданном на основании данных архива проекта «Наследие Хаббла» и снимков телескопа Субару, расположенного на вершине Мауна-Кеа. Галактики, составляющие квинтет, расположились недалеко от центра области наблюдения, но на самом деле только четыре галактики из пяти вовлечены в космический танец цикличных близких контактов, происходящих на расстоянии около 300 миллионов световых лет от Земли. Фото: Subaru Telescope (NAOJ), Hubble Legacy Archive, R. Gendler; Image Assembly & Processing: Robert Gendler and Judy Schmidt

Jupiter-spot-p50142

Большое Красное Пятно на Юпитере, наблюдаемое космическим аппаратом «Вояджер-1». Диаметр Юпитера около 140 000 км, а объём его настолько велик, что в Юпитер «влезло» бы более 1000 планет, равных по размеру нашей Земле. Это самая большая планета в Солнечной системе и, пожалуй, самая величественная. Яркие полосы, видимые на снимках Юпитера — это облака, непрерывно кружащие в атмосфере планеты; ветры переносят облака со скоростью, превышающей 640 км в час. Фото: NASA’s Goddard Space Flight Center

ANT-NEBULA-PIA04216

Туманность Муравей, техническое название которой Mz3, при наблюдении с наземных телескопов напоминает голову и грудную клетку муравья. Этот снимок телескопа Хаббл показывает тело «муравья» в виде пары огненных долей, выступающих из умирающей, похожей на Солнце, звезды. Туманность Муравей находится на расстоянии 3000 — 6000 световых лет от Земли в южном созвездии Наугольник. Фото: NASA/Space Telescope Science Institute

Mars-sand-dunesPIA18118

Этот снимок песчаных дюн в одном из кратеров Южного нагорья Марса был сделан, когда Солнце находилось под углом всего 5 градусов к горизонту. В результате на изображении получились затенённые участки и резко очерченные гребни дюн, поднимающиеся к солнечному свету. Особенно яркие голубоватые пятна обусловлены сезонной мерзлотой, которая образуется, когда до этого полушария добирается зима. Фото: NASA/JPL-Caltech/Univ. of Arizona

Mars-Surface-farley-4-pia17603

На поверхности Марса: мозаика снимков марсохода Curiosity НАСА показывает ряд осадочных отложений в области Гленелг кратера Гейла; вид на западо-северо-запад со стороны Йеллоунайф Бей. Фото: NASA/JPL-Caltech/MSSS

Unicorns-RosePIA13126-2

Единороги и розы, как правило, являются персонажами сказок, но это космическое изображение, сделанное инфракрасным космическим телескопом НАСА WISE (Wide-field Infrared Explorer), показывает туманность Розетку, расположенную внутри созвездия Единорог. Туманность в форме цветка, также известная под менее романтичным названием NGC 2237, является огромным звёздоформирующим облаком из пыли и газа в нашей галактике Млечный Путь. Оценки расстояния от туманности до Земли варьируются в пределах 4500–5000 световых лет. Фото: NASA/JPL-Caltech/UCLA

crab-nebula-PIA17563-1024x768

Это композитное изображение Крабовидной туманности, исторического остатка взрыва сверхновой в нашей галактике Млечный Путь. Изображение составлено из снимков космических телескопов «Гершель» и «Хаббл». Фото: ESA/Herschel/PACS/MESS Key Programme Supernova Remnant Team; NASA, ESA and Allison Loll/Jeff Hester, Arizona State University

PIA13117

Это изображение, сделанное инфракрасным космическим телескопом НАСА WISE (Wide-field Infrared Explorer), показывает соседнюю галактику Messier 83, или, для краткости, M83. Это спиральная галактика в созвездии Гидра, удалённая от Земли примерно на 15 миллионов световых лет. Иногда эту галактику называют «Южная вертушка», так как М83 по внешнему виду напоминает галактику М101 (или Вертушку), с тем лишь различием, что Южная Вертушка расположена в южной части неба. Галактика M83, протяжённостью 55 500 световых лет, по размерам немного больше, чем половина размера нашей Галактики, но общая структура М83 и Млечного Пути аналогична. Фото: NASA/JPL-Caltech/UCLA

Star-clusters-PIA04221

Наблюдая за соседней галактикой, космический телескоп Хаббл НАСА сделал снимок молодого, шарообразного звёздного скопления, не имеющего аналогов в нашей галактике Млечный Путь. Фото: NASA, ESA, and Martino Romaniello (European Southern Observatory, Germany)

lighteningISS026-E-016488_lrg

Так выглядят вспышки молний на Земле с Международной космической станции. Фото: NASA

512000main_pia13455-43_946-710

Голубая звезда в центре этого изображения — Зета Змееносца. В видимом диапазоне спектра она проявляется как относительно тусклая красная звезда без видимого слоя пыли, окружённая другими звёздами. Однако на этом изображении, полученном инфракрасным космическим телескопом НАСА WISE (Wide-field Infrared Explorer), звезда предстаёт совершенно в ином виде. В действительности, Зета Змееносца — очень массивная, горячая и яркая голубая звезда, прокладывающая свой путь через большое облако межзвёздной пыли и газа. Цвета, используемые в этом изображении, обусловлены длиной волн инфракрасного излучения. Фото: NASA/JPL-Caltech/UCLA

ngc6240_lg

Огромное облако горячего газа обволакивает две большие сталкивающиеся галактики. Этот необыкновенно большой резервуар газа имеет такую же массу, как 10 миллиардов Солнц, охватывает расстояние около 300 тысяч световых лет и испускает излучение при температуре около 7 миллионов градусов по Цельсию. Фото: X-ray: NASA/CXC/SAO/E.Nardini et al; Optical: NASA/STScI

Stars-baby-blanket-PIA10182

Новорождённые звёзды выглядывают из-под пылевого покрова на этом динамичном изображении тёмных облаков туманности Ро Змееносца (изображение скомбинировано на основе данных космического телескопа Спитцер НАСА). Туманность Ро Змееносца — одна из самых близких областей звёздообразования в нашей Солнечной системе; она находится недалеко от созвездий Скорпиона и Змееносца на расстоянии около 407 световых лет от Земли. Фото: NASA/JPL-Caltech/Harvard-Smithsonian CfA

w49b_lg

Сильно деформированный остаток сверхновой на этом изображении может содержать самую молодую чёрную дыру, образовавшуюся в галактике Млечный Путь. Изображение составлено комбинированием снимка рентгеновской обсерватории Чандра НАСА (оттенки синего и зелёного), данных системы радиотелескопов Very Large Array (розовый цвет) и снимка в инфракрасном излучении Паломарской обсерватории Калифорнийского технологического института (жёлтый цвет). Остаток сверхновой, называемый W49B, наблюдается с Земли на протяжении тысячи лет, а удалённость этого космического объекта от нашей планеты составляет около 26 000 световых лет. Фото: X-ray: NASA/CXC/MIT/L.Lopez et al; Infrared: Palomar; Radio: NSF/NRAO/VLA

Версия на английском