Все новости » Культура и искусство » Новости культуры » Лермонтов как символ

Лермонтов как символ

    Фото предоставлено Наталией Пиллер


    Пушкинское общество Америки в Нью-Йорке порадовало соотечественников открытием цикла программ, посвящённых 200-летнему юбилею со дня рождения М.Ю. Лермонтова. 19 апреля 2014 года

    Уже третий год подряд апрель становится официально Месяцем русской истории в штате Нью-Йорк и предлагает насыщенную программу мероприятий для всех, кто интересуется культурной жизнью русских американцев.

    В это время в активной фазе находится учебный процесс. Педагоги славистических отделений университетов, частных школ поощряют участие своих студентов в подобных мероприятиях, так как связывают интерес к ним с возможностью углубленно изучать традиции России, её историю и культуру. Двуязычное общение — это шанс для студентов и всех желающих погрузиться в мир русской литературы и историю эмиграции.

    Мероприятие прошло в уютном зале одной из лучших библиотек в ценрте Манхэттана, на двух языках — русском и английском.

    Представитель администрация библиотеки приветствовала Пушкинское общество в лице его президента — Виктории Курченко — и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество, которое осуществляется уже несколько лет. В этом большая заслуга Ильи Вацмана (Elie Weitsman), который выносит все тяготы по подготовке программ для обширной и этнически разнообразной аудитории эмигрантов и их детей, родившихся в Америке.

    Виктория Курченко обратила внимание на то, что в этом году во всём мире будут отмечать юбилей М.Ю. Лермонтова — великого русского поэта, писателя и драматурга, чьё творчество всегда стоит переосмысливать. Как профессиональный историк, кандидат исторических наук, в прошлом доцент кафедры педагогического университета, Виктория затронула близкую ей тему: «Надо изучать не только творчество Лермонтова, но его самого как символ, как столпа русской культуры наряду с А.С. Пушкиным. Исключительно интересно посмотреть на то, как эмигранты предшествующих поколений праздновали юбилеи Михаила Юрьевича, какие смыслы извлекали из его произведений и как их оценивали. У нас в архиве есть много документов, свидетельствующих о разности их взглядов».

    Яна Ушакова, художник и арт-директор по связям с молодёжью, обратилась к студентам и заверила, что для них есть много творческих и разнообразных дел, и пригласила в свою студию-мастерскую.

    О жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова рассказала Анна Калия, знаток русской культуры. Она проиллюстрировала свою лекцию слайдами и вызвала большой интерес и одобрение слушателей.

    Лектор отметила, что Лермонтов выступил в русской литературе не только как наследник и продолжатель Пушкина, но как самостоятельный, с редким дарованием автор. Юношеская поэзия Лермонтова была проникнута страстной мечтой о свободе и призывом к действию, это признавалось советским литературоведением.

    Анна Калия также затронула вопрос о происхождении поэта, кроме известных сведений о шотландских предках, она сообщила о возможных испано-еврейских корнях рода Лермонтовых.

    Подробно было проанализировано стихотворение «Смерть поэта» и его роковая роль в судьбе поэта, говорилось о ненависти Николая Первого к молодому гусару, о ссылках на Кавказ, об участии поэта в боевых действиях, безуспешных попытках получить отставку, и, наконец, о загадочной дуэли и мнениях по этому поводу.

    От имени объединения «Поэтфест» с приветственным словом выступил Эдуард Щёголев, напомнив об открытии памятника М.Ю. Лермонтову в прошлом году на аллее русской славы возле Дома «Родина» в Нью-Джерси. Надо сказать, что это первый памятник Михаилу Юрьевичу на территории США. Он иронично заметил: «Мы горды, что тянули за веревочку и сбрасывали с него полотно».

    Эдуард рассказал, что совместно с Валерием Пономарёвым, прославленным джазистом, и Ириной Акс в прошлом году был создан проект «Поэзия и джаз». В начале каждого месяца поэты читают свои стихи, а маэстро отбирает подходящие из них и сочиняет музыку, получается уникальная песня, её поют все присутствующие в зале под аккомпанемент оркестра. Ближайшая встреча состоится 7 мая в уютном клубе «Цинк» в 6 часов вечера. Тема Лермонтова будет продолжена, Валерий Пономарёв уже подготовил подарок — вальс Хачатуряна из спектакля «Маскарад» в джазовой обработке. Цена билета — $10. Адрес: 82 West 3rd Street (Thompson & Sullivan) Greenwich Village New York NY 10012.

    В 2011 году при Пушкинском обществе был учреждён культурный центр-архив русской и украинской эмиграции имени Екатерины Лодыженской — LIAC (Lodyjensky Immigration Archive Center of Russian & Ukrainian Culture). Задачи архива — написание истории Пушкинского общества в США, которому в будущем году исполнится 80 лет. Кроме этого, активисты центра собирают материалы о русскоязычной эмиграции и ведут тему «Расскажи эмигрантскую историю», публикуя материалы на своём сайте.

    В рамках этой работы на лермонтовском вечере прозвучала история Александра Артемьева, который оставил своей дочери Жаннет уникальный архив фотографий Нью-Йорка 1930-х годов, быта 1950-х годов, русского поселения близ городка Джексон. Жаннет Артвей живёт в Филадельфии, она узнала об архиве эмиграции при Пушкинском обществе через своих знакомых, она связалась с нами и началась совместная работа. Жаннет приготовила презентацию, рассказала о своём отце, о среде русских беженцев, о том, что они особенно выделяли имя Лермонтова, поскольку переселенцы были русскими офицерами, участниками Первой мировой войны, а в последствии гражданской.

    Посёлок, в котором проживал изначально Александр Артемьев, назывался ферма Русского объединённого общества взаимопомощи Америки (РООВА), он был создан в 1926 году теми, кто впоследствии стоял у истоков Пушкинского общества. В частности, речь идёт об известном на весь мир И.И. Сикорском, который был одним из директоров фонда Пушкинского общества в 1930-е годы. Именно в РООВА Сикорский обкатывал свои сверхсовременные самолёты. На фоне такого «красавца» стоит папа Жаннет, фотография датирована 1936 годом. Стоит упомянуть ещё об одной связи — первым председателем РООВА был В.С. Колесников, будущий глава Пушкинского Комитета Вашингтона, профессор, преподаватель русской литературы. К сожалению, о нём мало сведений, и мы рады, что архив Пушкинского общества Америки, над которым мы работаем, сохранил эти данные.

    Американка Наташа Черни, выходец из известного семейства музыкантов, внучка композитора Владимира Дроздова, участника юбилейных торжеств 1937 года в Нью-Йорке, нашла своего дедушку в списках общества в Интернете. К 200-летию она подарила нам запись сонаты, связанной с творчеством Лермонтова. Под музыку В. Дроздова Наталия Пиллер прочитала стихи Михаила Юрьевича, это было красивым завершением первого отделения.

    Во второй части были показаны документальные фильмы Эл Эрсбурн, связанные с эмиграцией, осмыслением переключения разных культурных кодов людей, живущих на планете Земля.

    В завершение хочется сказать, что Лермонтов оказал большое влияние на своих современников, на русских писателей и поэтов XIX и XX века, его произведения вдохновили многих художников, артистов, композиторов, философов, а теперь его личность интересна в контексте истории эмиграции.

    Большой заслугой Пушкинского общества является выявление архивов в среде американцев с русскими корнями и проведение встреч, которые можно отнести к нарративным мостам, соединяющим две культуры.





    Top