Все новости » Культура и искусство » Кино и музыка » «Лига мечты»: большая игра — большая политика

«Лига мечты»: большая игра — большая политика



В разное время они были во главе Международной федерации по футболу (FIFA). Три разных человека со своими особенностями характера и методами правления, которых объединяло одно — страсть к игре…

Реальная история создания и существования FIFA на протяжении более века легла в основу новой работы французского режиссёра и соавтора сценария Фредерика Обуртина («Париж, я люблю тебя»). Режиссёр в хронологическом порядке и с точностью документалиста разворачивает события, акцентируя внимание на наиболее ярких событиях.

Француз Жюль Риме (Жерар Депардье), один из основателей и первый президент FIFA, организовал первый Кубок мира по футболу. Долгие годы своего правления Риме стоял на страже спортивных идеалов, в его время спорт ещё не так сильно был вовлечён в политику. Он тот, кому удалось осуществить свою мечту, а мечты неправильными не бывают.

Депардье, несмотря на своё довольно странное и скандальное поведение в общественных местах в последнее время, плохо сыграть просто не может, у него сущность не звезды, а настоящего актёра.

Далее президентом стал Авеланж Жоао (Сэм Нил), с чьим пребыванием у власти связаны некоторые сплетни и догадки, которые в картине Обуртина так и остаются недосказанными.

Такой же тайной остался и сыгранный Нилом образ — скользкий, скрытный, ясно выражающий лишь свои требования к другим. Я не знаток в области футбола, но сложилось впечатление, что с прибытием к власти Авеланжа страсть к игре в значительной мере была подменена увлечённостью политическими интригами.

Очень понравилась работа Тима Рота в роли ныне действующего президента FIFA Йозефа «Зеппа» Блаттера.

 

Работа всей съёмочной группой проделана немалая, и в целом картина получилась неплохая, но до фундаментальной не дотягивает. Видя готовую картину, заметны недоработки в характерах персонажей, в их роли и доле участия в некоторых событиях.

В картине есть пара очень удачных сцен. Одна из них — рассказ о знаменитом «матче смерти» между командами воюющих стран России и Германии. Чётко, лаконично, всего несколько скупых фраз с визуальными вставками, несколько минут экранного времени и фраза Риме: «Матч смерти», а нас там не было…», — но растрогало до слёз. Если хотя бы полфильма Обуртину удалось придерживаться такого немногословного, но эмоционально насыщенного повествования, картина была бы значительно удачней.

Вместо этого местами получилось почти документальное видение, сухое и не затрагивающее душу зрителей изложение голых фактов. Не удалась и попытка режиссёра соединяющей нитью любви к футболу использовать сцены, где дети играют в футбол, и этой увлечённостью футболом «слепить» вместе сюжет длиною в столетие с лишним. Эта игра на поле словно выпадает из контекста и лишь ещё больше подчёркивает отсутствие единой связующей мысли.

Но основное, в чём можно упрекнуть создателей картины — в ней больше политики, чем любви к футболу. Ведь футбол — это необузданные эмоции, это крики ярости и восторга, слёзы радости и отчаяния, это вся душа наизнанку. В киноленте Обуртина всё очень сдержанно, местами даже слишком скупо.

Не удалось показать главного — что такого особенного в этой игре, за что её просто обожают миллионы болельщиков во всём мире, в независимости от их национальности, вероисповедания и этнической принадлежности? Не удалось показать, почему вообще люди любят спорт? Что в нём есть такого, что способно остановить даже войну?

Скорее, получилось: «Спорт — одно из средств продвижения политики».





Top