Все разделы
Велика Эпоха мультиязычный проект, эксперт по Китаю
×
Все новости » Наука и технологии » Космос » «Липучка» от космического мусора обезопасит полёты спутников и космонавтов

«Липучка» от космического мусора обезопасит полёты спутников и космонавтов

Сингапурская компания Astroscale создала аналог спутника по сбору космического мусора на орбите Земли, сообщил портал Motherboard. Космический мусор не только создаёт угрозу для работы дорогостоящих спутников, но и для космонавтов, совершающих на орбите выход в открытый космос. Кроме того, космический мусор может спровоцировать политические и военные конфликты на планете, считают эксперты. /epochtimes.ru/

Вес спутника ADRAS 1 для очистки от космического мусора составляет 120 кг. Он состоит из двух частей Mother и Boy. Назначение первой части заключается в обнаружении мусора и направления движения спутника в его сторону. Часть Boy предназначена для непосредственного сбора мусора с орбиты. После выполнения задачи Boy вместе с мусором отделится от аппарата.

Boy — это «липучка»

Планируется, что Boy займётся сбором наиболее опасного космического мусора с размерами более 10 сантиметров. Поверхность устройства покрыта листами со специальным клеем. Состав клея испробовали на радиацию и перепады температур в условиях, приближенных к космосу.

После того как «липучка» захватит мусор, она направится в атмосферу Земли, где сгорит вместе с ним. Мусоросборщик планируют запустить в 2018 году. Если он подтвердит свою эффективность, то компания развернёт более масштабное его производство.

Спутники и космонавты в небезопасности

По данным NASA, на околоземных орбитах находятся более 28 тысяч объектов «космического мусора». Примерно 42% мусора составляют детали спутников (например, батареи, антенны и пр.), 22% — сами неработающие спутники и иные космические аппараты, 19% — мусор, который выбросили в космос космонавты и астронавты, 17% — обломки ракет.

Как утверждают специалисты, около 73% всего космического мусора расположено на низких орбитах — до 1,5 тысячи километров над Землёй. Плотность мусора очень высокая, превышена её критическая масса, заявил эксперт Минобороны по слежению за космическим пространством Станислав Вениаминов.

Ещё в 2013 году Heiner Klinkrad (глава Департамента по Космическому Мусору Европейского Космического Агентства) сообщал, что стоимость находящихся на орбите спутников составляла $1,3 млрд, из них 200 основных спутников (в том числе военные и связи) имели страховую стоимость $169,5 млн. Комиссия агентства отметила, что необходимо защищать дорогостоящие спутники от столкновения с мусором.

22 января был разрушен космическим обломком российский метрологический спутник BLITS. Он представлял собой шарик диаметром 17 см, который внезапно распался на 3 части. Выяснилось, что причиной этому стала пылинка массой 0,08 грамма. На орбите космический мусор развивает скорость до 50 тысяч км/час. При столкновении с объектами выделяется энергия, вызывающая катастрофические последствия, сообщил Хейнер Клинкрад (Heiner Klinkrad) из Европейского космического агентства (ESA) в Дармштадте.

Аналогичная ситуация может произойти во время выхода космонавтов в открытый космос. Столкновение с пылинками мусора на такой скорости может разнести скафандр космонавта и таким образом привести к гибели.

Не менее шести раз Международная космическая станция вынуждена была поднимать на 500 метров орбиту вращения для избежания столкновения с мусором.

Военные и политические столкновения

Космический мусор может спровоцировать военные и политические столкновения на Земле, считает эксперт Минобороны по слежению за космическим пространством Станислав Вениаминов.

Часть космического мусора возникла в процессе военных испытаний оружия для борьбы со спутниками. Целью их было уничтожение вражеских спутников или других космических объектов путём тарана, обстрела или взрывов. В результате спутники выходят из строя или сходят с орбиты, а между странами по этому поводу возникает напряжённость в отношениях.

Кроме того, военный спутник при столкновении с объектом может послать на Землю сигнал, сигнализирующий о вражеском нападении. Такая ситуация может привести к политическому или военному конфликту, считают эксперты.

Попытки ликвидировать мусор

Не раз рассматривались варианты очистки космического пространства планеты от мусора. Однако все они являются либо дорогостоящими, либо охватывают часть мусора с определёнными размерами. Так, лазерный луч рассчитан на дробление крупного и среднего мусора, но не охватывает мелкие частицы.

Другой вариант рассматривает отправку на орбиту космического корабля, убирающего мусор специальной сеткой. Проблема возникает в нехватке топлива.

Учёные из Университета Циньхуа в Пекине предложили создать двигатель по превращению мусора в ракетное топливо, что позволит аппарату двигаться в космосе. Однако идея превращения мусора в топливо достаточно сложна.

«Роскосмос» планирует запустить в 2025 году на геостационарную орбиту новый космический аппарат «Ликвидатор» по уборке мусора. Предварительная оценка его стоимости 10,8 млрд рублей, вес — 4 тонны. Планируется, что на орбите он проработает около 10 лет.

Оцените статью:1 - плохо, не интересно2 - так себе3 - местами интересно4 - хорошо, в общем не плохо5 - супер! так держать! (2 голосов, среднее: 5,00из 5)