Все новости » Культура и искусство » Искусство » Любите ли вы театр…

Любите ли вы театр…



Накануне Международного дня театра, который отмечался 27 марта, Марина Беляева, художественный директор театра-фестиваль «Балтийский дом» и Юрий Шварцкопф, директор «Театра Музыкальной комедии» рассказали о празднике 100 театров и их любителей в Петербурге и поделились своим видением проблем служителей Мельпомены в Год Культуры.

Современное театральное искусство уходит корнями в самые истоки жизни человека. Оно родилось из обрядов и ритуалов, когда человек танцем, пением и музыкой взывал к Богам о помощи, затем в форме египетских и греческих мистерий учил следовать добрым намерениями и законам вселенной. Со временем этот вид творческой деятельности человека стал превращаться в зрелища, воспитывающие, вдохновляющие на высоко моральные поступки, следуя эстетическим представлениям эпохи. В настоящее время он остаётся таковым, имея в виду его классическое воплощение, но становится всё более зрелищем-развлечением и отвлечением от забот и дум.

В Санкт-Петербург театр пришёл, фактически, с рождением города. Сестра Петра I царица Наталья Алексеевна ещё в 1711 году организовала при своём дворе непривычное для России заведение — театр. Позже Елизавета Петровна уже указом учредила «Русский для представления трагедий и комедий театр». Жители столицы начали сначала неохотно привыкать к театральному зрелищу, а потом не только вошли во вкус, но создали свой русский театр, получивший мировое признание.

Современный театр востребован, его залы чаще всего хорошо заполнены, значит, казалось бы, живётся ему неплохо. Организаторы театрального дела рассказывают, что не всё так безоблачно. «Проблема выживания театра есть всегда, — поясняет Юрий Шварцкопф. — При советской власти давали деньги, но тратить их можно было только постатейно». Сейчас у театра больше свободы в своей прямой деятельности, но более 70% времени руководителей уходит на составление отчётов и ответов на письма.

Кроме того, театр, видимо, рассматривается чиновниками как производство. Например, деньги на новые постановки выделяются, но сначала необходимо составить все сметы, которые заранее невозможно подсчитать! Выпуск нового спектакля опережает получение денег на него. «Государство решает вопросы по-своему, — сетует Шварцкопф, — Создаются ужасающие законы без авторов. Внятной концепции театра в России нет», — сетует крупный знаток театрального дела.

Беспокоит театральных деятелей и отсталое техническое состояние многих театров: «Мир живёт в новом „мерседесе“, а мы модернизируем „жигули“, — однако невозможно, чтобы театром руководил пессимист, и Юрий Шварцкопф замечает, — время весёлое. Грустить бессмысленно“. Театр Музыкальной комедии осваивает новые жанры. Мюзикл „Бал вампиров“ мог бы кормить театр, но нужна вторая сцена для постановки музыкальных комедий, чтобы занять всю труппу». Юрий Шварцкопф мечтает об «обустройстве улицы», чтобы в «театральном» пространстве Петербурга можно было давать представления на 120 тысяч зрителей, как в Рио-де-Жанейро. Впрочем, подобный опыт спектаклей на площадях и в парках Петербурга уже существует.

Театр-фестиваль «Балтийский дом», кроме своих репертуарных спектаклей, ежегодно знакомит зрителей с богатством театров СНГ, Прибалтики и Европы на нескольких международных фестивалях. Марина Беляева не менее коллеги оптимистична, заявляя: «Проблемы есть и будут. Без них было бы скучно, они указывают, к чему двигаться». Труппа только что вернулась из Пекина, где представляла свой спектакль «Москва-Петушки». Она рассказала о своих впечатлениях: «Китайский театр при высочайшем техническом уровне отбросил нас на 40 лет назад. Супертехника, но сам по себе театр никакой. Там боятся всего острого и современного. Им не хватает современного театра, который может делать всё, что хочет».

При отсутствии суперсовременной техники русский театр живёт главным — актёром: «Наш театр определяет актёр, транслируя свою энергию в зал», — говорит директор «Балтийского дома». Она сожалеет только о том, что «много хорошей молодёжи, но зарплаты у них маленькие». Однако главное, по её мнению, — «чтобы люди чаще обращались к театру. Театр работает для людей, но и артисту должно быть интересно».

Юрий Шварцкопф завершает встречу: «Не только хлеб, но и зрелища нужны человеку разумному. Он с удовольствием смотрит красивые и достойные вещи».





Top