Все разделы
Велика Эпоха мультиязычный проект, эксперт по Китаю
×
Все новости » Новости мира » Южная Америка » Люди Кампа в Перу спасены от боевиков «Светлого пути», но не от политики Перу

Люди Кампа в Перу спасены от боевиков «Светлого пути», но не от политики Перу


Перуанская армия недавно освободила из плена 54 человек, которых похитили боевики маоистского партизанского движения Sendero Luminoso (Светлый путь). Некоторых выкрали ещё в конце 1980-х. /epochtimes.ru/

35 лет прошло с тех пор, как «Светлый путь» пытался свергнуть власть в Перу и разжечь гражданскую войну, и 15 лет с того момента, как перуанское правительство объявило конец гражданской войны.

Маоистская организация «Новая демократия» образовалась в мае 1980 года. Её возглавили преподаватели университета Уаманга в Андском районе Аякучо. В самом начале организация получила небольшую поддержку в Андской местности. Но вскоре действия группы стали бесчеловечно жестокими. Это привело к войне, в которой погибло и пропало без вести 70 000 человек. «Светлый путь» контролировал большую часть Анд и Центральной Амазонии в конце 1980 годов. Многие обозреватели полагали, что они захватят Лиму в начале 1990-х.

Правительство Перу отнесло эту организацию к террористическим. Но членов группировки резко поубавилось после ареста её лидера Абимаэля Гусмана 1992 году. Сейчас они занимаются сбытом наркотиков в Центральной Амазонии.

Getty-483577082-592x450

Александр Аларкон, он же «товарищ Ренан», член маоистской партизанской группировки «Светлый путь», задержан по прибытии в Лиму, 10 августа 2015 года. Фото: Крис Bouroncle / AFP / Getty Images

Заместитель министра обороны Перу Иван Вега заявил прессе, что группа освобождённых заложников состояла из 20 взрослых и 34 детей до 14 лет. В основном это были женщины и девушки, а дети, возможно ― как последствие изнасилований. Должностные лица заявили, что заложников держали как рабочих для «Светлого пути»: они вели сельское хозяйство и ухаживали за скотом. Также организация занималась выращиванием коки для производства кокаина.

 

Заложников спасли в Сан-Мартин-де-Пангоа в долине рек Апуримак, Ене и Мантаро в центральном Перу. Это мировой центр производства кокаина. И так как правительство борется со сбытом наркотиков, эта местность сильно милитаризирована.

Getty-483048150-669x450

Вертолёты армии Перу пролетают над VRAEM (долина рек Ене, Апуримак и Мантаро), в 174 милях к юго-востоку от Лимы, Перу, 5 августа 2015 года. В рамках борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков в одном из крупнейших регионов производства коки идут поиски укрытий для партизан маоистской группировки «Светлый путь». Фото: Крис Bouroncle / AFP / Getty Images

Официальной информации о спасённых людях немного. Но, исходя из того, что известно от местных жителей, люди, которых спасали от «Светлого пути», по-видимому, относятся к народности Кампа. К такому выводу пришли, основываясь на внешнем виде большинства взрослых и детей, местности, где они были спасены, и утверждениях, что некоторые из похищенных взрослых относились к францисканской миссии в Пуэрто Окопо.

Бесконечная война

Кампа говорят на аравакском языке, который распространён в Западной Амазонии. Считается, что численность этой народности меньше 100 000 человек, и большая их часть живёт вдоль рек Перуанской Центральной Амазонии.

Проводя свои проекты по восстановлению, Кампа пытаются вернуться к kametsa asaiki (хорошо жить всем вместе).

К 1990 году, когда «Светлый путь» достиг пика своего могущества в Амазонии, он контролировал центральную часть территорий Кампа, долины рек Ене и Тамбо, также 10 000 представителей народности. Это привело к разрушению половины поселений на реке Тамбо и всех ― в долине Ене. Люди либо убегали в другие долины, либо «Светлый путь» забирал их в свои лагеря в лесу.

Тем не менее пять лет спустя милиция Кампа и перуанская армия сумели вернуть территории, и люди начали нелёгкий путь назад в свои деревни.

Война заставила людей Кампа переселиться из маленьких, основанных на семейных узах поселений в большие, заново построенные деревни и жить вместе с бывшими врагами. Неуклонный приток безземельных крестьян Анд и послевоенные проекты перуанского государства по восстановлению только усиливают давление.

Проекты восстановления основаны на добыче природных ресурсов (нефти, газа и древесины) и постройке автострад и гидроэлектрических дамб, которые захватывают и охраняемые законом территории коренных народов.

 

Getty-450397401-676x450

Незаконная добыча древесины в низинах Амазонии, регион Мадре-де-Диос, Перу, 17 ноября 2013 года. Фото: Mario Tama / Getty Images

Для Кампа это особенно плохие новости, так как они потратили десятилетия на собственное восстановление в условиях непрекращающегося насилия — сначала «Светлый путь», а теперь ― добывающие отрасли.

Как сказал лидер Кампа, они находятся в ловушке «прошлого, которое никогда не закончится». Они рассматривают политику государства по «социальному включению» выжившего населения через «прогресс» как продолжение войны.

Война другими методами

Проводя свои проекты по восстановлению, Кампа пытаются вернуться к kametsa asaiki (хорошо жить всем вместе) — идеал благосостояния, который относится к созданию и сохранению общественных отношений между людьми и другими живыми существами, живущими на aipatsite (наша земля/территория). Эти живые существа включают растения и животных, а также существ, которых могут увидеть только шаманы (духов-покровителей животных и растений и других добрых духов).

Люди Кампа говорят, что у них не было возможности отдохнуть, так как сразу за войной последовали принудительные работы по добыче ресурсов. По их мнению, насилие привело к нехватке скота и рыбы и уменьшению урожаев. Они это понимают как результат большого количества злобы за годы насилия.

Многие сравнивают страх перед членами «Светлого пути» со страхом перед нефтяными компаниями и гидроэлектростанциями, подчёркивая, что война и промышленность воспринимаются как непрекращающиеся насилие и страх. Как сказал один представитель Кампа:
«Я боялся, когда „Светлый путь“ убивал мою семью и забирал детей [в свои лагеря]. Но сейчас посмотри на то, что происходит… сейчас я боюсь компаний… дамб. Куда мы пойдём? Что мы будем есть? Где будут расти наши дети?»

Рут Буендия, президент организации Кампа на реке Ене и обладатель экологической премии Голдмана, назвала такие действия «экономическим терроризмом». Сложно представить, как восстановление возможно при таких условиях.

Политическая борьба против добычи ресурсов, которая привела к убийству лидеров Кампа, является частью возвращения к kametsa asaiki. По их мнению, нет смысла в восстановлении социальных отношений между нынешними жителями Кампа, если они не могут наладить связь с aipatsite (землёй). И им становится всё сложнее ввиду вероятности более жестокого насилия.

Когда журналисты спросили Марию Чавес Велес, одну из недавно спасённых жительниц Кампа, хотела бы она жить в Лиме после столь тяжёлого испытания, она ответила: «Мы привыкли жить на своей земле. Правительство должно дать нам сады, школу и больницу, тогда мы сможем остаться и жить здесь».

Но правительство Перу отказалось сохранить территории. И их дальнейшая политика посягает на права местных жителей, особенно на право свободного волеизъявления.

Вместо того чтобы начать процесс примирения, правительство просто возобновляет попытки колонизации местных жителей. Это не просто политика ― это война другими методами.

 

Джуан Пабло Сармиенто Барлетти, преподаватель антропологии Университета Дарема, Соединённое Королевство.

Эта статья была ранее опубликована на TheConversation.com

Версия на английском

Оцените статью:1 - плохо, не интересно2 - так себе3 - местами интересно4 - хорошо, в общем не плохо5 - супер! так держать! (Нет голосов)
Loading...

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Спецтемы:


Top