Все новости » Культура и искусство » Искусство » Манипуляции с женскими портретами в истории

Манипуляции с женскими портретами в истории



В истории портреты женщин часто становились политическими и социальными инструментами. В эпоху Ренессанса черты лица и одежда женщин иногда выдумывались, чтобы соответствовать исторической хронике или социальным нормам. В некоторых случаях эти портреты отражали государственную принадлежность, или должны были демонстрировать положение и богатство семьи женщины.

Вот портреты и истории пяти женщин, на чьи образы, повлияло их социальное положение и политические обстоятельства. В некоторых случаях трансформация изображений происходила по желанию самих женщин, которые хотели сформировать определённый публичный образ. Иногда они оказались заложницами противоборствующих сил, и портреты создавались в чьих-то интересах.

Сян Фэй или Душистая наложница, портрет написан Джузеппе Кастильоне или его учеником. Частная коллекция Доры Вон. Фото:Christine Lin/Epoch Times

Сян Фэй или Душистая наложница, портрет написан Джузеппе Кастильоне или его учеником. Частная коллекция Доры Вон. Фото:Christine Lin/Epoch Times

1. Сян Фэй, также известная как Душистая наложница

Цяньлун, император династии Цин, имел много наложниц, самую любимую звали Сян Фэй. Ей имя переводится как «душистая наложница», потому что её тело имело естественный аромат.

До конца неизвестно, как Сян Фэй стала императорской наложницей. По одной из версий, во время завоевания западных территорий она была захвачена в мусульманском Синьцзяне, на её родине, и насильно привезена в столицу. Другие говорят, что она согласилась поехать добровольно, и искренне любила императора, который осыпал её подарками и драгоценностями и старался скрасить её тоску по родным краям.

Тайна её отношений с императором, а также причина её смерти (убийство или самоубийство) и похорон (не на её родине) в настоящее время привлекает новый интерес ввиду нынешних преследований этнических уйгуров коммунистическим режимом. Разные группы в зависимости от своих политических взглядов преподносят совершенно непохожие трактовки её биографии.

До наших дней сохранились несколько портретов Сян Фэй, которые предположительно были написаны Джузеппе Кастильоне, иезуитским художником при дворе Цин. На некоторых из них видны мусульманские чётки, несмотря на то, что она одета в маньчжурский наряд. Черты её лица предположительно были изменены, чтобы сделать её больше похожей на китаянку для соответствия традиционным стандартам красоты.

Один из портретов Сян Фэй был продан на аукционе «Сотбис» в Нью-Йорке 16 сентября 2014 г. Портрет на иллюстрации принадлежит Доре Вон, частному коллекционеру из Нью-Йорка.

256px-Pocahontas_by_Simon_van_de_Passe

Гравюра Покахонтас работы Симона де Пассе, 1616 г. Это единственный портрет, сделанный при ёё жизни. Фото: Public Domain via Wiki Commons

2. Покахонтас

Забудьте о диснеевском мультфильме. Если гравюра Симона ванн де Пассе передала её черты верно, это значит, что она была очень похожа на европейку.

Будучи захваченной английскими колонистами во время конфликта между поселенцами и индейцами, Покахонтас приняла христианство и вышла замуж за табачного плантатора Джона Ролфа.

Гравюра, скорее всего, была выполнена по заказу Вирджинской компании, которая надеялась привлечь больше белых поселенцев в колонию. Более поздние портреты отличаются ещё более свободной трактовкой, на них Покахонтас ничем не отличается от обычной европейской аристократки.

В последующие века реальная женщина и мифы вокруг неё тесно переплелись. Многие писатели и художники изображали Покахонтас бросающейся к её возлюбленному Джону Смиту, которого её отец приказал казнить.

Hatshepsut2012-373x450

Статуя Хатшепсут в период её совместного правления с пасынком Тутмосом III, приблизительно 1479–1458 гг.до н.э. Фото: Metropolitan Museum of Art

3. Хатшепсут

В отличие от остальных женщин в списке, египетская царица Хатшепсут сама заботилась о том, как её изображают. Будучи самой могущественной женщиной в истории Древнего Египта, она знала, что создание образа играёт большую роль для сохранения её наследия.

Будучи фараоном в период 1479–1458 гг. до н.э. Хатшепсут организовала торговые пути и грандиозные строительные проекты, которые вывели архитектуру Египта на новый уровень. Некоторые из архитектурных сооружений, построенные во время её правления, сохранились до сих пор.

Образ Хатшепсут менялся в зависимости от обстоятельств. Забрав власть у своего пасынка, при котором она играла роль регентши, Хатшепсут хотела узаконить свою власть путём создания публичного образа. По этой причине на некоторых статуях она изображена в образе мужчины с накладной фараонской бородой. На других статуях она изображена в женской одежде. Иногда мужские и женские характеристики совмещались.

Музей «Метрополитен» описывает одну из таких статуй следующим образом: «Статуя в натуральную величину изображает Хатшепсут в церемониальной одежде египетского фараона, роль которого всегда исполняли мужчины. Несмотря на мужскую одежду, в отличие от других изображений Хатшепсут в образе фараона, эта статуя имеет женскую фигуру».

668px-Charlotte_Corday-334x450

«Шарлотта Корде», 1860 г., Поль Бодри. Фото: Art Renewal Center

4. Шарлотта Корде

Шарлотта Корде вошла в историю благодаря своей роли во французской революции. Корде была сторонницей жирондистов, которые призывали к свержению монархии, но отвергали революционное насилие. Одним из главных врагов жирондистов был радикальный журналист Жан-Поль Марат. Корде заколола его кинжалом, когда он принимал ванну (из-за кожного заболевания он часто прибегал к этой процедуре). За это она была казнена на гильотине.

На картине «Шарлотта Корде» Поля Бодри 1860 г. она изображена прислонённой к стене, напротив ванны Марата. На её лице выражение твёрдости и ужаса одновременно.

До Бодри самой знаменитой картиной на эту тему была «Смерть Марата» Жака-Луи Давида (1793 г.). На ней отсутствует главная героиня, показано только бездыханное тело журналиста в ванне с письмом в руке.

В отличие от Давида, Поль Бодри изобразил Корде с симпатией, так как, по его мнению, она действовала по велению своей совести.

WallisSimpson

Портрет Уоллис Симпсон «Графиня Виндзорская», Джеральд Лесли Брокхарст, 1939 г.

6. Уоллис Симпсон

В предвоенные годы дважды разведённая американка Уоллис Симпсон завоевала сердце английского короля Эдварда VIII. Вынужденный выбирать между троном и любимой женщиной, Эдварда отрёкся от трона и женился на Уоллис, сделав её графиней Виндзорской. Пара жила комфортной жизнью, путешествуя и устраивая роскошные вечеринки. Графиня, известная своей андрогинной нестандартной внешностью, стала иконой стиля.

Единственный портрет Симпсон ― работа британского художника Джеральда Лесли Брокхарста. Она сидит и смотрит прямо на зрителя. Симпсон выглядит намного женственней, чем на фотографиях. На фото графиня обычно выглядела уверенной, стильной и обычно радостной.

Возможно, Брокхарст хотел изобразить удовлетворённость и уважение, которое она обрела благодаря браку с Эдвардом. Верхняя пуговица её строгого платья не застёгнута, вероятно, это намёк на её скандальное прошлое.

Последний образ Уоллис Симпсон был воплощён актрисой Ив Бест в фильме «Король говорит».

 

Версия на английском





Top