Все новости » Мнение » Точка зрения » Можно ли было избежать крушения лайнера А320 Germanwings?

Можно ли было избежать крушения лайнера А320 Germanwings?



Крушение самолёта Airbus A320 со 150 людьми на борту стало большим ударом для многих, особенно после того, как выяснилось, что второй пилот намеренно направил самолёт в гору на скорости 700 километров в час. Это катастрофа порождает много вопросов относительно безопасности полётов. /epochtimes.ru/

Самолёт Airbus А320 компании Germanwings потерпел крушение 24 марта во время перелёта из Барселоны в Дюссельдорф. Авиакатастрофа произошла на юге Франции в Альпах между населёнными пунктами Динь-ле-Бен и Барселоннет.

Согласно сообщению прокурора Марселя Бриса Робена, катастрофа самолёта произошла в результате сознательных действий второго пилота Андреаса Любица. Расшифровка записи «чёрного ящика» позволяет предположить, что после выхода из кабины командира экипажа Любиц заблокировал замок двери и начал снижение высоты.

Согласно Bild, командир экипажа просил второго пилота впустить его, а затем пытался выломать дверь с помощью топора, но безуспешно…

От высокой мечты к катастрофе

Андреас Любиц — уроженец Германии, родом из Рейнланд-Пфальца, и на момент гибели ему было 27 лет. Начал обучение в лётной школе Lufthansa в Бремене в 2008 году, а затем 11 месяцев работал бортпроводником в ожидании места пилота. Он стал сотрудником авиакомпании Germanwings, дочернего подразделения Lufthansa, с сентября 2013 года. В общей сложности у него было 630 часов налётов, что в принципе не так уж и много.

Карстен Шпор, генеральный директор Lufthansa, заявил, что Андреас Любиц прошёл обучение в Бремене и в Аризоне, и у руководства не было никаких сомнений в его компетентности или лётных навыках. «Мы не могли себе представить это даже в худшем кошмаре, — добавил Шпор, говоря о катастрофе. — Это весьма трагичный случай. Нам очень жаль».

Карстен Шпор подтвердил, что Любиц имел 11-месячный перерыв после обучения, но это не повод для расследования. Он подчеркнул, что перерыв не представляет «ничего необычного», и когда он вернулся к тренировкам, вновь прошёл все тесты.

Знакомые рассказали, что Андреас с детства мечтал летать и быть пилотом. Его мечта сбылась, он стал пилотом Airbus А320, и друзья гордились им. Хотя Андреас не был чрезмерно общительным, многие отмечали его дружелюбие. У руководителей Lufthansa также не было серьёзных подозрений насчёт его кандидатуры.

Тем не менее одна из версий предполагает, что причиной неадекватного поведения могла быть депрессия. Андреас Любиц имел склонность к депрессии. В целом он около полутора лет находился под наблюдением у психиатра. Даже обучение в лётной школе прерывалось по этой причине. Есть мнение, что причиной могло стать расставание с девушкой.

Если он хотел совершить самоубийство — то почему именно в пассажирском самолёте почти со 150 пассажирами? Очевидно, это неклассическое самоубийство, либо Андреас Любиц находился в состоянии изменённого сознания. Вряд ли это можно было выявить при предполётном медицинском осмотре, на котором замеряют пульс, артериальное давление и делают пробу на алкоголь.

По заявлению министра внутренних дел Германии Томаса де Мезьера, следователи не нашли никаких подтверждений, что второй пилот имел какие-то террористические мотивы.

Не первый случай

На самом деле, подобные случаи уже бывали в истории авиакатастроф, к счастью, это случалось чрезвычайно редко. Существует по крайней мере восемь случаев с 1976 года, когда пилоты, вероятно, намеренно разбивали самолёты иногда с десятками или сотнями людей на борту. Теракты 11 сентября 2001 года, когда самолёты врезались в башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, стали наиболее трагичными случаями, но были и другие.

Например, в ноябре 2013 года самолёт Mozambique Airlines Flight разбился в Намибии с 33 пассажирами на борту. Расшифровка записи бортовых самописцев показала, что второй пилот покинул кабину для посещения туалета. Когда он вернулся, дверь в кабину была заперта, а первый пилот направил самолёт в землю. Было слышно, как кто-то колотит в дверь кабины, но первый пилот ни разу не позвал на помощь.

Как сообщает Vox, в 1999 году самолёт EgyptAir разбился недалеко от города Нантакет, штат Массачусетс, погубив 217 человек. История очень похожа. Когда командир экипажа вышел в туалет, дверь в кабину закрыл второй пилот. Самописец записал лишь слова пилота из кабины: «Я полагаюсь на Бога. Я полагаюсь на Бога. Я полагаюсь на Бога. Я полагаюсь на Бога». Командир указывал ему, чтобы он включил двигатели, но второй пилот не слушал его.

Все эти и другие случаи проходят по похожему сценарию. Но почему дверь в кабину невозможно открыть снаружи даже члену экипажа?

Почему двери кабины самолёта блокируются

Как ни парадоксально, но к этому привели меры безопасности. После терактов 11 сентября 2001 года международные правила требуют, чтобы все самолёты имели защищённые от огнестрельного оружия двери, чтобы помешать террористам получить контроль над экипажем самолёта.

Дверь кабины, как правило, блокируется изнутри и войти туда можно, лишь если пилот откроет дверь. Также можно набрать снаружи код доступа. Правда, пилот в кабине может отключить эту функцию доступа на нескольких минут, запретив людям входить внутрь по коду. В тот момент единственный способ связаться с человеком — это использовать домофон.

Набор кода работает только в том случае, если пилотам неожиданно стало плохо. Стюардесса вводит код и через полминуты при отсутствии блокировки изнутри кабины входит внутрь, чтобы помочь. На одном из видео можно наблюдать, как работает эта система.

Пилоты редко покидают кабину, если нет острой необходимости, например, посещения туалета. В Европе нет жёстких требований по нахождению двух пилотов в кабине одновременно. В США и международных рейсах, напротив, правила требуют обязательное наличие двух человек в кабине. Если пилоту требуется выйти, другой сотрудник экипажа заходит внутрь.

К сожалению, все эти правила строго не соблюдаются. Именно потому, что нам нужно создать безопасную систему, которую контролирует один из членов экипажа, она имеет свои уязвимости. 80% авиакатастроф происходит по вине человеческого фактора, а не автоматики.

Эту дилемму не разрешить, пока есть ответственный человек, он может нечаянно или намеренно совершить ошибку, которая приведёт к гибели.

Опасность полётов

После всех этих сцен массовой гибели желание летать самолётами, мягко говоря, ослабевает. Тем не менее это не так страшно, как кажется. Скажу яснее: авиаперелёты — самый безопасный вид транспорта. Несмотря на наши переживания на взлёте и посадке, количество катастроф снижается с каждым годом.

К примеру, в США за последние 20 лет было зафиксировано 1598 смертей при общем налёте в 1 430 000 000 миль. Это примерно 1,11 смертей на 100 миллионов миль. Между тем во время автокатастроф в 2013 году в США погибли 32 719 человек. Это равно 1,10 смертей на каждые 100 миллионов миль, пройденных автомобилями. Согласитесь, цифры очень похожи. Правда, при авиакатастрофах имеется несколько особенностей, которые отличают их от крушения других видов транспорта:

  • большая часть крушений (17%) возникает при посадке;
  • чаще всего разбиваются одноместные самолёты, а коммерческие рейсы разбиваются очень редко;
  • как правила, вина за крушение лежит на человеке, а не на технике;
  • при крушении самолётов часто погибают либо все, либо никто;
  • не существует наиболее безопасных мест в самолёте. Хотя раньше на эту роль претендовали места в хвостовой части лайнеров, это не подтвердилось.

Не хотелось бы заканчивать повествование мрачной статистикой, поэтому приведём такой факт: в мире около 100 000 коммерческих лайнеров благополучно взлетают и приземляются каждый день. Этот факт звучит успокаивающе.





Top