Все новости » Культура и искусство » Искусство » Ночь музеев, вечер библиотек

Ночь музеев, вечер библиотек

    Урок каллиграфии в Центре книжной графики. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха


    В общеевропейском ежегодном празднике культуры «Ночь музеев» Санкт-Петербург участвовал уже в восьмой раз. В этом году празднование проходило 17 мая, и количество музеев, галерей, библиотек, театров, которые более полугода готовили свои особые акции-сюрпризы, увеличилось почти до сотни. Музеи, как и метро, работали до шести утра (разведённые мосты не стали препятствием для перемещения с острова на остров), библиотеки ограничились работой до полуночи. Количество участников в этом году сильно превысило прошлогодний «аншлаг» в 100 тысяч, но точное число гостей ещё не подсчитано.

    Праздник был объединён темой «Свет и цвет». Как нельзя лучше это соответствовало сезону белых ночей. Особое закатное северное солнце расцвечивало и невскую панораму, и детали обильного скульптурного убранства центра города, и одухотворённые лица посетителей, заманивая их в таинство темнеющих аллей старинных парков.

    Председатель Комитета по культуре Петербурга Василий Панкратов рассказал, что в нынешнем году более 20 музеев города и пригородов присоединились к идее «музейного сотрудничества». Среди них такие всемирно известные гиганты, как Эрмитаж, открывший выставки запасников в Новой деревне, и Русский музей, организовавший увлекательный квест в памятнике зодчества Строгановском дворце.

    Не было повторяющихся программ, музеи по-своему раскрывали тему «Свет и цвет». Военно-медицинский музей посвятил вечер органу. В зоопарке рассказывали, что «цвет — это один из важнейших инструментов выживания». В Музее Кошки шутейно предлагали «отыскать чёрную кошку в тёмной комнате». Большой дворец в Петергофе назвал новую экспозицию «Мастера светописи» и представил на ней фотозарисовки жизни императорского двора конца XIX — начала XX века. Белая ночь в Большом зале филармонии состояла из 12 концертов, «посвящённых взаимоотношению того, что мы слышим, с тем, что видим». Зал наполнялся то звуками русского рогового оркестра, то европейской классики, то народными мелодиями, то джазом. Свободных мест, как и в прошлом году, не было, организаторы особо просили «не шуршать пакетами и не шептаться с соседями» не для того, чтобы не мешать спать (глухая ночь!), а чтобы не мешать слушать прекрасное исполнение.

    Подробности с двух ночных «площадок»

    В библиотеку «Центр Книжной графики» на тихой улочке в Измайловской слободе непрерывно лился поток молодёжи. Все желали поучиться старинной русской каллиграфии. Стены выставочных залов районной библиотеки завешаны листами, украшенными древними письменами, выполненными в разной технике. Петербургский художник Пётр Чобитько давно уже открыл для себя, что «буквы пробуждают генную память», а красивое написание не только «развивает мышление, активизируя лобные доли мозга, но и лечит». Правда, молодые участники мастер-классов каллиграфии (а к учебному столу приходилось стоять в очереди), скорее, желали «приобщиться к красоте, которая влияет на душу», — по отклику одного из участников.

    Весь вечер не пустовало и книжное хранилище. Посетители могли записаться в библиотеку без паспорта, взять книгу с собой, узнать, какие лекции, экскурсии и мастер-классы предлагает Центр, чтобы вернуться в этот гостеприимный дом уже в другое время.

    Иные ощущения возникали у посетителей петровского Летнего сада, который после нескольких лет больших реставрационных работ возродился в формах, близких эпохе основания Петербурга. Организаторы «Ночи» решили соединить, казалось бы, несоединимое: время. В старейшем саду города посетители не только любовались вернувшимися на Большой пруд после нескольких лет отсутствия белыми лебедями, скульптурой, фонтанами и дворцом Петра I, но и присутствовали на поэтическом вечере начала прошлого века. Молодые артисты читали поэта-авангардиста из плеяды гениальных стихотворцев Серебряного века Велимира Хлебникова.

    Однако, на наш взгляд, точнее была Анна Ахматова, вспоминавшая прекрасный сад своей молодости:

    И лебедь, как прежде, плывёт в облака,
    Любуясь красой своего двойника…
    И всё перламутром и яшмой горит,
    Но света источник таинственно скрыт.

    Правда, на этот раз «света источник» был ещё в небе и глубокими теням окутывал спящий Летний дворец.

    А по старинным трамвайным путям, что отделяют Летний сад от Марсова поля, бегали старинные трамвайчики, позванивая на поворотах, в них на остановках двери пассажирам вежливо открывал кондуктор в старинной форме. Это был подарок Музея трамваев к «Ночи музеев». Пассажиры, участники «Ночи», несколько уставшие от визитов, однако говорили к утру: «Ждём следующего года!»

    Новости партнеров:




    Нажмите «Нравится», чтобы читать
    epochtimes.ru на Facebook

    Top