Все новости » Новости России » Общество России » Образование длиною в жизнь

Образование длиною в жизнь


Одновременно с масштабным Петербургским экономическим форумом в Санкт-Петербурге проходили небольшие мероприятия, по сути, демонстрирующие успехи частных инициаторов. К своему 15-летию Высшая школа менеджмента Госуниверситета — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ», Москва) организовала свой семинар в Царском Селе и поделилась опытом формирования успешных деловых людей.

Понятия «социальный лифт, карьерный рост» ещё пару десятков лет назад не были на слуху в России. Сегодня уже десятки университетов по всей стране имеют кафедры или факультеты бизнес-образования. Они готовят будущих руководителей.

Однако всем ли доступен «социальный лифт», идущий вверх, то есть достижение положения в жизни, удовлетворяющего запросы личности? Специалисты говорят, что это понятие, означающее для человека смену социального слоя, уже работает у нас, но гораздо менее развито, чем на Западе. Даже на вопрос: «Кому доступен социальный лифт?», в разных странах отвечают по-разному. В США считается, что бедные сами виноваты в своих неудачах. Французы думают: «Кому-то просто не повезло». Российское мнение иное: «Общество устроено несправедливо, то есть, нет равенства в осуществлении возможностей, и человеку трудно продвинуться». Это означает, полагают эксперты, что россияне по-прежнему уверены, что государство обязано опекать человека, и потому не любят богатых и «бизнес».

Власти, понимая значение образования личности для развития страны, пытаются усиливать роль государственно-частного партнёрства в инновационной сфере. Реальности жизни демонстрируют успехи ответственного частного бизнеса, в том числе, в сфере образования.

Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, доктор физико-математических наук, стратегию своей бизнес-школы определяет так — «искать свой путь развития, а не копировать западный».

Декан считает: «Бизнес-образование отражает качество самого бизнеса, являясь, по сути, структурой бизнеса. Бизнес в России не идеален, поэтому существуют проблемы и у бизнес-образования». Российские школы серьёзно уступают зарубежным по финансовым возможностям вследствие того, что отечественный бизнес ещё не повернулся лицом к образованию. При том, что сам испытывает острый дефицит в современных кадрах, в том числе, в лидерах.

Школа менеджмента ГУ-ВШЭ, пытаясь предопределить, что будет востребовано, считает, что таким «продуктом» должны стать будущие лидеры, готовые вести собственный бизнес. Школа уже сегодня готовит таких выпускников. Им привит вкус к «пожизненному образованию». «Мы к нему “приговорены”, наши люди хотят учиться, испытывают интеллектуальный голод», — образно поясняет декан потребность, которая вырабатывается у слушателей школы.

Школа формирует у будущих предпринимателей систему ценностей, которая заключается не в получении прибыли, а в создании ценностей для потребления. Эти достаточно высокие понятия Сергей Филонович связывает со своей этимологией понятия «образование», производя его от слов «Образ Божий», который должен быть в душе и вести человека.

Бизнес-образование в ВШЭ, ориентируясь на российский характер деловых отношений, уже несколько лет успешно работает по программам, часто разрабатываемым выпускниками. Они проводят собственные исследования, обобщают совместный опыт, помогают Школе создавать нетрадиционные проекты, интересные широкому кругу людей помимо самой школы.

Бизнес-школу ГУ-ВШЭ называют полигоном образовательных инноваций. На встрече с журналистами это продемонстрировали своим энтузиазмом её выпускники, ставшие лидерами в различных новых для себя сферах, применив новые знания. Они продолжат активное взаимодействие со школой, читая лекции, участвуя в разных проектах. Важной площадкой продолжения образования является их проект «Открытый университет». Это циклы общедоступных лекций, на которые приглашаются известные интеллектуалы всего мира, выступающие с докладами по темам, интересующим их самих и, как следствие, вызывающие особый интерес слушателей.

Светлана Головатюк, генеральный директор издательства «Вокруг света», к ценностям школы относит возможность самореализации благодаря полученным знаниям (50%) и связям для развития своих деловых идей (50%).

Олег Лавров, доктор мед. наук, представитель Knowledge Assocites Сambridge, называет Школу ВШЭ примером элитного образования, сравнивая с Царскосельским лицеем для России XIX века, воспитавшим плеяду деятелей, которые изменили страну. По его мнению, современный подход к инновациям возможен именно через управление знаниями и Co-creation подход. «Превратить знания в инновации», — его тезис при проведении форумов в разных регионах страны.

Валерия Устинова, актриса, затем театральный педагог, сегодня руководит организацией «Мир диалога», использует для бизнес-образования тему театра: «Нет большого разрыва между понятиями актёр-менеджер-лидер. Все существуют в разных моделях общения». Свои семинары она проводит, приобщая человека к искусству оперы, как «миру древних мистерий, когда происходит гармонизация внутреннего мира человека на уровне клеток», и так «открывая скрытое в природе человека», — говорит доцент ВШЭ.

Подводя итог знакомства со Школой, Сергей Филонович ещё раз подчеркнул, что вторичное высшее образование, получаемое в школах менеджмента, непосредственно применяется в жизни, «повышает конкурентоспособность выпускников». Этому способствуют не только изучаемые дисциплины, но система ценностей, которая лежит в основе элитного бизнес-образования. Профессор перечислил её составляющие: «порядочность, интеллектуальное любопытство, уважение к другой личности, утверждение ценности людей, не похожих на вас». Всё вместе ведёт человека к вершинам интеллектуальности, что и должно стать настоящим двигателем прогресса.





Top