Все разделы
Велика Эпоха мультиязычный проект, эксперт по Китаю
×
Все новости » Культура и искусство » Искусство » Основательница балетной школы — о переменах в балете

Основательница балетной школы — о переменах в балете

    Диана Байер, основательница и художественный директор Нью-йоркского балетного театра, занимается с детьми. Фото: Benjamin Chasteen/Epoch Times

     

    Классический балет даёт понять, каким мир был раньше, считает Диана Байер, основательница и художественный директор Нью-йоркского балетного театра (NYTB). /epochtimes.ru/

    До создания NYTB Байер была солисткой в балетных компаниях Les Grands Ballets Canadiens, Manhattan Festival Ballet, New York City Opera Ballet и Juilliard Ensemble.

    «Классическое искусство позволяет понять, как изменился мир, потому что искусство отражает мир. Это отражение повседневной жизни в конкретный момент истории», ― сказала она в телефонном интервью 15 октября.

    Она цитирует художника Бориса Шатца, который говорил: «Искусство ― это душа нации».

    «Оно рассказывает о современном мире и о том, как люди жили раньше. И вы можете провести сравнение», ― говорит она.

    Как изменился танец

    Изменения в танце отражают изменения в культуре.

    В большинстве новых танцев, которые ставят сегодня, совмещают классический балет и современные стили танца.

    «Танец стал атлетическим и акробатическим, он легко воспринимается. Мы смотрим на красивые тела; восхищаемся тем, на что способны танцоры, их невероятными трюками», ― говорит она.

    Но традиционный балет в прошлом выглядел иначе. Недавно в Нью-Йоркской библиотеке исполнительского искусства Байер посмотрела хронику начала XX века, где снят балет.

    Она была поражена тем, что увидела: «Традиционный балет был более духовным и не настолько эффектным внешне. Движения были спокойнее. Наклон головы, небольшой жест выражал состояние человека», ― говорит она.

    «Он не был зрелищным с визуальной точки зрения. Но в нём была красота движения, открытость тела. Там присутствовала трёхмерность движений: они использовали всё тело, чтобы выразить себя ― плечи, голову, а не только руки и ноги», ― говорит она.

    Балет был высокого качества. Танцоры отдавали себя зрителям. Они не полагались на высокие, атлетические прыжки или пируэты, чтобы произвести впечатление.

    Разница между прошлым и будущим

    Если мы сегодня захотим поставить классический балет в первоначальной форме, каким он был с середины по конец XIX века, это окажется трудновыполнимой задачей.

    Танцоры балета имеют сейчас другую фигуру, чем в XIX веке. В прошлом тела балетных танцоров были мягче и не настолько худые, объясняет она. Уже по одной этой причине ритм пируэтов отличался.

    Кроме того, пуанты имели другую конструкцию, они не давали настолько жёсткой опоры, как современные.

    И главная причина, почему балет прошлого невозможно точно воспроизвести ― его негде посмотреть. Сохранившаяся кинохроника относится к XX веку. Поэтому постановка балета ранних эпох в основном построена на догадках.

    Танцоры NYTB исполняют балет «Щелкунчик» в Нью-йоркском детском госпитале Моргана Стэнли 22 декабря 2014 года. Последние восемь лет NYTB ежегодно готовит часовое представление для маленьких пациентов. Фото: Benjamin Chasteen/Epoch Times

    Танцоры NYTB исполняют балет «Щелкунчик» в Нью-йоркском детском госпитале Моргана Стэнли 22 декабря 2014 года. Последние восемь лет NYTB ежегодно готовит часовое представление для маленьких пациентов. Фото: Benjamin Chasteen/Epoch Times

    Даже видео начала XX века, которые посмотрела Байер, очень короткие ― там нет ни одного целиком снятого балета. По описанию эти балеты трудно воспроизвести в их первоначальной постановке.

    Уроки жизни в бессмертных произведениях

    Но классические балеты XX века можно поставить в первоначальной форме.. Под руководством Байер NYTB часто ставит оригинальные классические постановки. Чтобы сохранить точность, они иногда приглашают солистов или дизайнеров того времени или детально изучают оригинальную постановку.

    Таким образом Байер надеется «воссоздать оригинальную идею артистов», говорится на сайте компании.

    Ценность старых постановок в вечных уроках, которые они содержат. Сюжеты некоторых балетов актуальны и в наше время.

    Байер пришла к такому выводу за годы преподавания балета. Она преподавала в Манхеттенской школе танца, компании Мишеля Алле (Лион, Франция), Cascina Bela (Милан, Италия) и балетных школах США и Канады.

    В нью-йоркской балетной школе она преподаёт в классах для детей и для состава Нью-йоркского балетного театра. Таким образом, она ведёт классы как для взрослых профессиональных танцоров, так и для новичков.

    Байер приводит в пример балет «Золушка» Сергея Прокофьева, премьера которого прошла в 1945 году. Она говорит, что некоторым матерям современных девочек его идея кажется примитивной. По их мнению, он учит девочек, что если они наденут красивую одежду, они найдут мужчину, который «спасёт её».

    «Но с моей точки зрения, этот балет о том, как справляться с трудностями. Его идея: тяжёлый труд всегда вознаграждается, а жестокие люди могут измениться», ― считает она.

    Байер признаёт, что в некоторых балетах очень простой сюжет, но они дают ценные уроки, особенно балет «Золушка».

    «В старых балетах содержатся жизненные уроки. Великие балетные постановки преподносят уроки детям, подросткам и даже взрослым», ― говорит она.

    Куда движется современный балет

    В наше время многие люди предпочитают смотреть балет на DVD или по Интернету. Это удобно, но в результате люди упускают нюансы, которые раскрываются только при живом выступлении на сцене; они утрачивают суть искусства.

    Эта негативная тенденция свидетельствует о том, что балет теряет аудиторию и, возможно, искусство благодаря которому будущие поколения могли бы узнать о жизни нашей эпохи.

    Версия на английском

    Оцените статью:1 - плохо, не интересно2 - так себе3 - местами интересно4 - хорошо, в общем не плохо5 - супер! так держать! (Нет голосов)
    Loading...

    Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

    Спецтемы:


    Top