Все новости » Новости России » Общество России » От Жития к Литературе. О Евгении Водолазкине, Лавре и… Дао

От Жития к Литературе. О Евгении Водолазкине, Лавре и… Дао



Нынешний год объявлен в России Годом Литературы. Многочисленны встречи с литераторами. Писатель, доктор филологии, научный сотрудник Пушкинского дома, а в нынешнем году и «голос» международного проекта «Тотальный диктант» (18 апреля) Евгений Водолазкин известен широкой публике более всего как автор романа «Лавр». Встреча «лицом к лицу» с читателями в петербургской библиотеке прошла с аншлагом: не хватило не только мест, но и времени для ответов на все вопросы. /epochtimes.ru/

«Любя свою родину, надо быть реалистом», — считает учёный Евгений Водолазкин и вводит слушателей в мир Древней Руси X века, когда ещё не существовало государства, единого языка (лишь племенные диалекты) и тем более литературы. «До этого Русь была вневременной», — говорит исследователь, а историческое сознание появилось с принятием христианства и появлением анонимных византийских хроник и затем Житий. Понятие о непрерывности времени дали только авторские тексты, «имеющие границы времени», обозначенные литературными произведениями. Так, благодаря изобретению Гутенбергом печати настала эпоха литературы.

Роман «Лавр» Евгения Водолазкина был удостоен престижных литературных премий 2013 года — «Ясная Поляна» и «Большая книга». «Лавр» — это повествование о средневековой Руси, о целителе, паломнике Арсении, который побывал в Иерусалиме и, вернувшись обратно, принял постриг под именем Лавр. Русское Средневековье избрано автором неслучайно. Его максимально достоверно описывает человек, который профессионально изучает писания и жизнь этого периода. «Литературы в то время ещё не существовало», — говорит писатель, поэтому и его произведение можно стилистически сравнить с Житиями святых.

Однако, как замечают литературные критики, роман не воспроизводит историческую картину Руси того времени: «Это роман о русском человеке вне времени». Именно отсутствие времени характеризует русские писания Средневековья, утверждает автор: «Никакого времени нет, что все относительно, как у Эйнштейна».

За несколько лет роман «Лавр» переведён на многие языки. Сунь Тин, преподаватель Сианьского университета, в статье «Отражение философии Даосизма в романе „Лавр“», представляя книгу китайскому читателю, убеждает его в существовании единой общечеловеческой мудрости древних философов. Она пишет: «После пострига у Арсения появляется новое имя Лавр. В ряде превращений скрыт путь духовного развития Арсения: от обычного страстного человека — к совершенномудрому, бескорыстному и бесстрастному…»

Чтобы найти то место, где душа нашла бы покой, Лавр покидает монастырь. В лесу он странствует много дней и, наконец, находит желанное место. Это пещера. Это соединение с природой, т. е. с естественным Дао, подразумевает, что Арсений осуществил слияние с Дао, усвоив на всю жизнь всеобщий закон.

Проникая в Дао, Арсений отвратил свой взор от того, что рождает желание, подавил желания, освободился от страсти и стремления к материальным вещам и таким образом сделал своё сердце пустым и открытым, прожил естественную, нелёгкую жизнь, а в конце концов приобрёл гармонию души и тела, слился с Дао».

Сам писатель сказал так: «Я писал о человеке, который способен во имя другого человека отречься от себя».

Ещё это роман о «чудесах» в древнерусской земле, когда монастырский старец общается через пространства, главный герой изгоняет взглядом бесов, а юродивые предсказывают будущее. Может быть, именно на наше национальное чудо и следует рассчитывать в нынешних условиях?

На вопрос, кончилась ли современная литература, Евгений Водолазкин отвечает так: «Литература в прежнем виде кончилась. В современных текстах сильны средневековые моменты. Интернет сделал снова текст бесконечным, сильно ослаблено авторское начало. Наступает новый цикл».





Top