Все новости » Жизнь » Дом » Отражение основных стилей архитектуры в художественной ковке

Отражение основных стилей архитектуры в художественной ковке


Кованые конструкции, предметы или функциональные различные устройства органично сочетаются с любым архитектурным стилем, неизменно придавая ему особую выразительность и индивидуальность. Разнообразие художественных стилей и техник, использующихся при изготовлении кованых металлических изделий, до сих пор не перестаёт удивлять ценителей прекрасного.

Исторически художественная ковка чутко реагировала на смену художественных стилей, которые господствовали в тот или иной период времени. Для ампира и классицизма она предлагала строгость, простоту и изящество, а во времена барокко или рококо были созданы пышные и витиеватые кованые шедевры.

Классицизму были присущи строгая симметричность, сдержанность и лаконичность декоративных элементов. Художественная ковка того периода также шла в строгом соответствии с предписанным ей ордером, не слишком приковывая к себе внимание.

На смену унитарному романскому стилю в XII веке появилась величественная готика, нашедшая главное отражение в храмовой архитектуре, но затронувшая и все прочие отрасли культуры и быта. Кованые готические изделия стремились к симметричности, воздушности и высоте. Использовались сложные, но в то же время строгие узоры. От всех образцов предыдущих периодов архитектурная ковка отличалась невероятной изящностью и воздушностью, вторя всей окружающей архитектуре в безудержном стремлении вверх. Поэтому готические здания снаружи и особенно внутри кажутся невесомыми и словно увлекающими в полёт наблюдателя. Готический стиль имел свои корни в религии, поэтому и многие кованые готические шедевры изображали религиозные мотивы и символы. Чаще всего коваными могли быть ворота, заборы, калитки, а также оконные решётки. Конечно, нельзя пройти мимо неотъемлемых атрибутов средневековых городских пейзажей — флюгеров, кованое разнообразие которых было неистощимо. Не прошла художественная ковка периода готики и мимо домашних интерьеров. В средневековых домах можно было встретить кованую мебель и светильники. Торжественно-строгая и воздушная готика на несколько веков стала законодательницей моды среди художников-кузнецов.

Устав за долгие годы от суровости готических интерьеров и архитектуры, Европа с радостью окунулась в их противоположность — яркое и жизнерадостное барокко. Провозглашая главной идеей наслаждение жизнью, этот стиль стал стремиться к изысканности, шику и даже вычурности. Он очень динамичен и контрастен, олицетворяет королевскую пышность и величие.

В XVIII веке барокко постепенно переродилось в рококо, отметившееся гораздо заметнее в особенностях предметов интерьера, мебели, деталей ландшафта, чем в большой архитектуре. Великолепием отличались лестничные перила и балконные решётки. Это было время особенно плодотворной конкуренции между художниками-кузнецами, придумавшими множество необычных форм и сложных изысканных узоров. Разумеется, что для изготовления помпезной мебели требовалось незаурядное мастерство. Стиль рококо отмечен большей ассиметричностью по сравнению с барочным, но одновременно он стал ещё более изящен и лёгок благодаря использованию более тонких элементов.

После чрезмерной пышности рококо вновь произошёл откат к более строгим канонам, выразившимся в появлении ампира в XIX веке. Стиль обязан своим появлением имперским замашкам наполеоновской Франции, но на них также повлияли результаты раскопок в Помпеях. Вновь вернулся интерес к античной архитектуре, отодвигая на второй план пышный рококо. Кованые изделия в имперском стиле характеризуются чёткостью, симметричностью элементов, простотой линий. Появился также новый технологический приём — геометрическая врезка. Ковка в стиле ампир до сих пор популярна в странах Европы.

Стиль модерн является антиподом классицизма. Он не приемлет точной геометрии и обязательной симметрии, а опирается на аморфность и ассиметричность элементов. Кованые изделия в этом стиле имеют причудливые изгибы, подобные фантастическим растениям.

Различные элементы в наше время штампуются на промышленном оборудовании. Машинная ковка благодаря дешевизне и высокой производительности обеспечила изделиям большую популярность. Применяется и более дешёвый метод холодной штамповки. В современном кузнечном цехе может вовсе не быть наковальни за её ненадобностью. Это отразилось на художественной ковке, вызвав некоторый спад. Однако в последние десятилетия в связи со строительством множества особняков ручные художественные кованые изделия снова становятся востребованными.





Top