Все новости » Жизнь » Дом » Пэнцзин и бонсай: искусство выращивания миниатюрных деревьев

Пэнцзин и бонсай: искусство выращивания миниатюрных деревьев

    Пэнцзин — это китайское искусство создания композиций из деревьев. Китайские мастера создают поэтические пейзажи, состоящие из одного или нескольких деревьев. В японских композициях растение находится в центре. Пэнцзин в Сучжоу. Фото: Matthiew Quinn


    Большинство людей знает японское слово «бонсаи», но на самом деле искусство бонсаи берёт свои истоки в другой стране — в Китае, где оно называется пэнцзин. Мэтью Квин, садовник из Монреальского ботанического сада и большой любитель миниатюрных деревьев, прожил в Китае шесть месяцев, чтобы изучить это искусство, гораздо менее известное, чем бонсаи.

    Он с детства любил деревья, проводил много времени в лесу: «Деревья поражают меня своей силой, умением приспосабливаться, мне нравится выращивать дерево в горшке, оно будет напоминать большие деревья».

    Мэтью Квинн заинтересовался разведением миниатюрных деревья в горшках, и после долгих лет выращивания маленьких деревьев решил сделать своё хобби профессией и зарабатывать этим на жизнь. Пока эта мечта воплотилась лишь частично, потому что ботанический сад нанял его в качестве работника только на летние сезоны.

    Разница между пэнцзин и бонсаи

    Практически все слышали слово «бонсаи», однако термин «пэнцзин» для большинства остаётся незнакомым. Мэтью Квин объясняет: «Бонсаи изобретён в Японии. Японцы, ведущие торговлю с Китаем, обнаружили там сады пэнцзин, переняли это у китайцев и усовершенствовали этот вид искусства. Экономическая ситуация в Японии способствовала расцвету искусства. А ситуацию в Китае за последние 100 лет едва ли можно назвать благополучной. Поэтому пэнцзин был заторможён. Но сейчас положение улучшается, и когда я побывал в Китае, я видел деревья, которые по своей красоте не уступают японским. Разумеется, многие японские деревья в бонсаи более древние, композиции более впечатляющие, и они миниатюрнее».

    По наблюдениям канадского садовника, бонсаи отличается более умиротворёнными и спокойными композициями, в них нет вычурности. В свою очередь китайские деревья выглядят намного динамичнее, в них больше движения, порыва. Некоторые люди отмечают, что пэнцзин имеет более фантастический вид по сравнению с бонсаи. Эти деревья выглядят как плод фантазии, а японцы стараются воссоздать то, что можно увидеть в природе.

    Другое отличие состоит в том, что китайцы любят создавать пейзажи, используя, например, мрамор, камней, раскладывая их вокруг дерева. В этих композициях «камень выступает как центральный объект, а дерево — как обрамление, это и есть пэнцзин». В свою очередь японцы, которые тоже создают композиции из камней, помещают в центр пейзажа само растение.

    Все эти различия не более чем условность. Вполне возможно, что композиция отдельного китайского мастера будет иметь японский колорит, и наоборот. А на что похож стиль 30-летнего садовника из Квебека: «Я думаю, что я сочетаю оба стиля! Мне нравятся спокойные, сдержанные и изящные деревья, но я также люблю драматический вид. Это как с музыкой: я люблю классическую музыку, и в то же время мне нравится альтернативная музыка. Это зависит от моего настроения».

    Пэнцзин в Китае

    Мэтью Квинн, проведший прошлую зиму в Китае за изучением пэнцзин, делится в своём блоге: «Вначале своей поездки я задал мастерам вопрос: как освоить искусство пэнцзин?» И получил простой ответ:

    1. Усердно тренироваться.
    2. Изучить китайскую культуру, китайскую историю, китайский язык и больше проводить время с китайцами.

    Он изучал пэнцзин в течение шести месяцев, главным образом в Шанхайском ботаническом саду. Он освоил стиль «линнань» в саду Трейси в провинции Гуандун и провёл месяц в музее пэнцзин в Янчжоу в компании знаменитого мастера г-на Чжао. В свободное время между обучением и практикой Мэтью съездил в сады пэнцзин в Сучжоу, Хайкоу и на севере Китая, а также помогал при организации 50-летней годовщины Международного клуба бонсаи. Даже во время короткой поездки в Гонконг по вопросам, связанным с визой, он встретился там с людьми, занимающимися пэнцзин.

    Во время своего пребывания в Китае квебекский энтузиаст отметил, что китайцы всегда отделяет пэнцзин и бонсаи: «Они постоянно отмечают их различия». С его точки зрения китайские мастера пэнцзин черпают своё вдохновение в картинах династии Сун (960–1279): «Деревьям придаются резкие изгибы, как в картинах эпохи династии Сун». В создаваемых поэтических пейзажах садов пэнцзин часто помещают статуэтку, «чтобы добавить персонаж, создать сюжет».

    Создатели пэнцзин придумывают для своих композиций поэтическое название, которое состоит из семи иероглифов, описывающих пейзаж или какую-то сцену. В Китае Мэтью Квин делал пэнцзин под руководством китайского мастера. В качестве дерева выбрали клён, в получившуюся композицию добавили китайскую фигурку, это символизировало дружбу и культурный обмен между Канадой и Китаем. «Он дал китайское название, а я — английское, это были семь слов, описывающие сотрудничество двух народов. Мне очень понравилось создавать историю при помощи пэнцзин», — пишет канадский садовник.

    Блог Мэтью Квина о Китае www.bonsaiquinn.wordpress.com

     

     

    Версия на французском





    Top