Перемены в Китае и его отношения с Японией. Часть первая

The Epoch Times12.04.2015 Обновлено: 09.08.2023 16:24

18 февраля 2015 г. президент гонконгского филиала Epoch Times, г-жа Го, выступила с речью в Токио о ситуации в Китае. Она дала детальный анализ перемен, происходящих в Китае, и их влияния на Японию и Гонконг. /epochtimes.ru/

В последние 20 лет можно было слышать высказывания, что XXI век будет веком Азии. XX век иногда называли атлантическим веком из-за смещения мирового центра из Европы в США.

Лично я считаю, что высказывания о наступлении азиатского века преждевременны. Однако в наши дни, когда мир становится многополярным, Азиатско-тихоокеанский регион набирает всё большую силу. Три самые влиятельные страны этого региона ― США, Китай и Япония. Отношения между этими тремя странами определят, когда наступит тихоокеанская эпоха.

С точки зрения геополитики, особенно большое значение имеют отношения между Китаем и Японией. С момента возникновения китайской компартии Мао Цзэдун и Дэн Сяопин уделяли им большое внимание. Большинство прежних министров иностранных дел Китая в начале своей карьеры работали послами в США, но лишь немногие были послами в Японии. Это частично объясняет проблемы в японо-китайских отношениях.

Отношения между Китаем и Японией при Си Цзиньпине 

Трудности в японо-китайских отношениях возникли с момента правления бывшего китайского лидера Цзян Цзэминя. Чтобы понять причину, нужно рассмотреть процесс развития внутренней политики в Китае.

Через 30 лет после начала экономических реформ и политики открытости Дэн Сяопина в Китае наблюдается полный упадок коммунистической идеологии. Современные моральные ценности в Китае отошли от традиционной китайской культуры и её принципов ― сострадания, праведности, мудрости, преданности и честности. В коммунистические идеалы люди тоже больше не верят.

Отсутствие моральных идеалов в такой огромной стране, как Китай, разрушительно, потому что для поддержания сотрудничества и гармонии в таком большом обществе необходим «механизм духовной мобилизации». В Древнем Китае роль такого механизма выполняли закон Неба, власть императора, понятие о праведности и другие социальные нормы. В современном Китае эти представления давно разрушены, коммунистическая идеология также больше не способна играть роль такого механизма.

В итоге роль механизма для мобилизации начал выполнять национализм. С точки зрения политики, национализм легко превратить в статизм ― идею, когда все экономические и политические сферы, личная свобода, права индивидуальных лиц подчинены интересам государства.

Главная проблема в том, что для сплочения нации национализм всегда нуждается во враге, хотя бы вымышленном. Япония ― это идеальный кандидат на роль врага, с точки зрения китайского национализма.

Америка слишком далеко и слишком сильна, Вьетнам и Филиппины слишком маленькие, а Индия находится на периферии политических интересов Китая.

Япония же подходит по всем критериям: во-первых, она не слишком большая и является союзником США. Кроме того, в истории у неё были военные конфликты с Китаем плюс территориальный спор из-за островов Сенкаку (по-китайски Дяоюйдао). Ненависть китайцев к Японии выглядит логичной и хорошо обоснованной.

Во-вторых, ненависть ― это фундамент коммунистической культуры. Основная идея восьми опер «Культурной революции» ― ненависть. В эпоху, когда коммунистическая идеология доминировала над людьми в Китае, постоянно говорилось о классовой ненависти. Сейчас в Китае доминирует статизм, и ненависть приобрела националистический оттенок.

Ненависть ― это чувство и эмоции, она не нуждается в причине. Человеческие эмоции могут сохраняться в течение долгого времени, даже если причина, вызвавшая их, давно исчезла.

Причина для ненависти может быть уже забыта, а сама ненависть продолжает жить. К тому же эмоции легко распространяются в обществе. Человеческий мозг автоматически найдёт логическое обоснование для этой эмоции. Ненависть китайцев к Японии ― это именно такой случай.

В сентябре этого года китайские власти впервые за 70 лет проведут парад победы в японо-китайской войне. Китайская компартия организует подобный парад первый раз. Многие задаются вопросом, почему именно сейчас? Почему за 70 лет никогда не проводились парады победы?

Это отражение отсутствия уверенности у нынешних китайских властей. Как было сказано выше, статизм и национализм сменили коммунистическую идеологию в китайском обществе, поэтому КПК решила заявить о своём вкладе в победу в войне с Японией.

В течение 20 лет китайская компартия и тайваньский Гоминьдан спорили о том, кто привёл к победе над Японией. В последние годы дебаты изменили характер: теперь спор идёт о том, кто возглавил Китай в войне с Японией.

Официальные СМИ компартии недавно опубликовали несколько статей с критикой генералов Гоминьдана в период японо-китайской войны. Гоминьдан на Тайване также пытается отстоять своё право на победу.

С точки зрения простых китайцев, кто жёстче отзывается о Японии, тому они и будут верить.

Кроме того, коммунистическая диктатура унаследовала некоторые структурные проблемы. Отсутствие преемственности может привести к внутренним и социальным проблемам.

Для коммунистического режима жизненно важно, чтобы глава страны пользовался огромным авторитетом. Если у него не хватает авторитета, приходится проводить более жёсткую внешнюю политику, чтобы переключить внимание народа на врага.

И, наоборот, лидер, способный держать под контролем внутреннюю ситуацию, может позволить себе более взвешенную дипломатию.

Мао Цзэдун и Дэн Сяопин предпочитали вести дружественную политику в отношении Японии, потому что у них хватало власти над народом. Любая нестабильность внутри компартии, особенно во время обострения внутрипартийной борьбы, приводит к охлаждению отношений с Японией. 

Я считаю, что именно японо-китайские отношения определят, возможно ли наступление века Азии (главным образом, восточной и юго-восточной Азии).

Китай и Япония должны сотрудничать не только в области политики и экономики, но и в других сферах, включая культуру, искусство, философию, литературу, историю и научные исследования. Это сотрудничество не должно ограничиваться государственным уровнем.

Примирение ― необходимое условие для сотрудничества. В нынешней ситуации примирение маловероятно. Чтобы выйти из замкнутого круга исторической ненависти между Китаем и Японией, Китаю необходим более рациональный механизм передачи власти, содержательная система ценностей и здоровая культурно-национальная среда. Предпосылкой для достижения этого является освобождение от коммунистического режима.

 

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА