Почему Китай не может лидировать в процессе глобализации в трамповском мире

Автор: 09.12.2016 Обновлено: 09.08.2023 20:27

Избранный президент США Дональд Трамп объявил о намерении выйти из ТЭС (Транс-Тихоокеанское партнёрство) после вступления в должность, что привело правительства некоторых стран в отчаяние. Чили и Перу присоединились к альтернативным торговым соглашениям в Азиатско-Тихоокеанском регионе во главе с Китаем. Мир неохотно осознал, что Трамп, который защищает интересы США в качестве своего приоритета, не будет занимать позицию благодетеля и «мирового президента». Financial Times Великобритании разделил эту позицию между Китаем и канцлером Германии Ангелой Меркель. В статьях «Китай обещает лидировать в глобальной торговле» и «Меркель принимает либерально-демократическую позицию в пост-трамповском мире» газета предрекла миссию по глобализации экономики Китаю, а преемственность западных ценностей — Меркель. /epochtimes.ru/

Китай извлёк максимальную выгоду от глобализации

В августе 2016 года я привёл результаты исследования, опубликованного Бранко Милановичем, бывшим старшим экономистом Всемирного банка, и профессором политологии Йельского университета Джоном Э. Роемером. В нём говорится, что две развивающиеся страны — Китай и Индия, переживают бурный экономический рост в рамках глобализации, в то время как в развитых странах увеличивается разрыв между богатыми и бедными. Исследователи пришли к крайне тяжёлому выводу, что, хотя глобализация неизбежно приведёт к росту общего мирового дохода и сужению глобального разрыва в доходах, она увеличила неравенство в развитых странах.

Джастин Пирс, экономист в ФРС (Федеральная резервная система США), и Питер Скотт, профессор Йельской школы менеджмента, заявили в своём докладе, что, поскольку Соединённые Штаты предоставили Китаю статус постоянных нормальных торговых отношений (PNTR) в 2000 году, половину потерянных рабочих мест в обрабатывающей промышленности США можно отнести к увеличению импорта из Китая. Кроме того, количество самоубийств было значительно выше в районах, в большей степени пострадавших от PNTR. Рост безработицы всего на 1% привёл к увеличению на 11% уровня самоубийств. Белые мужчины наиболее пострадали, поскольку они больше вовлечены в производственный сектор по сравнению с другими социальными группами, говорится в докладе.

Китайцы же ничего не потеряли и только выиграли от процесса глобализации в четырёх основных областях:

· Резкий рост ВВП: ВВП Китая вырос в 48 раз — с $216,8 млрд в 1978 году (первый год реформ и открытости) до $10,98 трлн в 2015 г.

· Переход от импортёра капитала в крупного экспортёра. До начала реформ Китай помогал только «братским» странам и не делал иностранных инвестиций, к 2015 году он стал вторым в мире крупнейшим инвестором, объём прямых иностранных инвестиций превысил $1 трлн.

· Наибольшее количество миллиардеров. Китай имеет самое большое количество миллиардеров — 2188, это одна четвёртая от числа всех мировых миллиардеров. До периода реформ и открытости в Китае не было богатых людей, но в 2015 году уже насчитывалось 568 миллиардеров, больше, чем в Соединённых Штатах (535).

· Большой средний класс: средний класс в Китае составляет более 20% от общей численности населения. По данным Credit Suisse Global Wealth Report 2015, Китай имеет самый большой по величине средний класс — 109 миллионов человек, превысив 92 млн в Соединённых Штатах.

Тем не менее Китай не полностью принял глобализацию. Он отказался реализовать универсальные и политические права человека и проводить демократические выборы. С самого начала правления Ху Цзиньтао Центральный Комитет коммунистической партии Китая часто заявлял о необходимости предотвращения цветной революции и проникновения западных ценностей.

Это похоже на колониальную эпоху династии Цин, когда власти хотели «сохранить китайскую систему и получить западные технологии». Сегодня компартия хочет сохранить марксизм и маоизм, используя западную науку и технологии.

Может ли Китай нести знамя глобализации?

С точки зрения военной мощи, Китай занимает третье место в мире. Однако по сравнению с Соединёнными Штатами, существует большой разрыв, особенно с точки зрения боеспособности его военно-воздушных и военно-морских сил, необходимых для глобального вмешательства.

Что касается экономической мощи, хотя ВВП и Китая, и США составляет более $10 трлн, есть большая разница в ВВП на душу населения. В то время как число богатых людей в Китае больше, чем в США, по числу бедных Китай занимает второе место в мире, после Индии. Средства, которые Китай тратит на национальную безопасность в Синьцзяне и Тибете, почти аналогичны военным расходам, это показывает, что Китай не может лидировать в процессе глобализации, как Соединённые Штаты.

Ху Цзиньтао ввёл термин «китайская модель» и группа китайских и зарубежных учёных затем провозгласила, что «консенсус с Пекином» заменит «консенсус с Вашингтоном». Однако после прихода Си Цзиньпина этот тезис был отложен.

Китайское правительство хорошо осознаёт свои слабые стороны. Хотя очень привлекательно быть мировым лидером, Пекин ясно понимает, что ему придётся тяжело поработать над восстановлением и укреплением финансовой системы.

Французский банк Societe Generale составил список «чёрных лебедей», выделив Китай в качестве крупнейшего «экономического риска», учитывая его пузырь недвижимости, большой долг и плохие кредиты. По оценке Societe Generale, Китай имеет 20-процентный шанс на жёсткую посадку. Эта оценка не преувеличена. Китайские СМИ теперь выкрикивают лозунги типа «Откажитесь от недвижимости и защитите валютные резервы». Мы можем сказать, что китайские валютные резервы сталкиваются с риском быстрого уменьшения и являются самым слабым звеном финансовой плотины. Только подумайте, китайское правительство пытается защитить валюту США вместо своей собственной валюты! Хотя юань стал одним из пяти резервных валют Международного валютного фонда, его сила гораздо меньше, чем у доллара США.

Таким образом, статус США как мирового лидера зависел от трёх факторов: во-первых, это очень сильная военная мощь; во-вторых, доллар США является мировой резервной валютой, облигации Соединённых Штатов продаются по всему миру; в-третьих, США экономически поддерживают мир.

У Китая нет ни одной из этих заслуг. Его ценности несовместимы с западным миром, а юань не имеет сильной международной позиции.

Автор статьи Хэ Цинлянь — известный китайский писатель и экономист, проживающая в Соединённых Штатах, автор книг «Ловушки Китая» о коррупции в экономических реформах Китая 1990 годов и «Туман цензуры: контроль над СМИ в Китае», регулярно пишет о современных социальных и экономических проблемах в Китае.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА