Все новости » Культура и искусство » Искусство » Почему реализм? Часть девятая: демократичность реализма

Почему реализм? Часть девятая: демократичность реализма



Жан-Жак Руссо восклицает в начале своей важнейшей работы «Общественный договор»: «Человек рождается свободным, но, между тем, он весь в цепях». В работе Руссо были изложены ключевые концепции, которые вытащили западный мир из «средневекового мировоззрения» и защитили людей от прихотей королей, отвечающих только перед самими собой и «защищённых божественным правом».

Западный мир превратился из мира, где правят «суверены», в мир, где правят «суверенные государства». Такие термины, как «единая воля», «общественный договор» и «правительство для всех граждан» распространились повсюду в новом «свободном» мире.

Эти революционные идеи завоевали популярность среди образованной части населения, стремительно распространялись среди крестьян и рабочих на фабриках и верфях, и в результате они все участвовали в построении нового свободного и демократического общества.

Этот процесс начинался с небольшой группы землевладельцев, голосовавших за первую Конституцию США, затем принял более широкие масштабы и завершился в XX веке Великой депрессией, двумя мировыми войнами и другими бесчисленными ужасами. Мы наблюдали эволюцию от аграрного к индустриализованному обществу, а затем к современному технологически развитому миру.

Эти достижения Просвещения, его идеи и концепции являются ключевыми для понимания атмосферы, в которой работали художники XIX века. В своём творчестве они отражали саму суть идей Просвещения.

Бугро рисовал молодых крестьянских девушек, раскрывая их удивительную красоту и достоинство. На одной из его работ изображена сильная, красивая крестьянка, которая смотрит прямо на зрителя.

На другой работе изображена цыганка в натуральную величину, держащая свою дочь, они обе стоят на вершине горы и как бы смотрят вниз на зрителя. Их взгляд уверенный, но приветливый. В этой картине Бугро выделил фигуры цыган, нарисовав их силуэт на фоне неба с низким горизонтом. Зритель смотрит на них снизу. Такая композиция подразумевает принятие этих людей; зрителя призывают относиться к ним с уважением, несмотря на их низкий социальный статус.

В XIX веке все люди любой сферы деятельности стали рассматриваться как модели, достойные кисти художников. В художественных произведениях появляются бедняки и бездомные, женщины, мёрзнущие на холоде, или дети, работающие до поздней ночи по 16 часов в день.

Также изображались сцены бракосочетаний, семейной жизни, школы, суды, больницы, промышленные предприятия, парки, горы и множество других тем.

Новой популярной темой стало изображение лицемерного духовенства, которое, живя в шикарных апартаментах, полных предметов роскоши и слуг, призывало отказаться от мирских страстей. Это был революционный момент в живописи.

Вибер, Брунери или Крогарт высмеивали духовенство и писали кардиналов в роскошных комнатах, играющими в карты с красивыми женщинами или нанимающими предсказателей, показывая, что священнослужители — такие же люди, как и все остальные, и они подвержены тем же человеческим слабостям. Но кроме этого, такие полотна стали свидетельством новообретённой свободы слова.

Один профессор модернист как-то сказал мне: «Как глупо и бессмысленно изображать кардиналов в таких дурацких позах». Он был настроен с предубеждением с самого начала, и не потрудился выяснить, что в действительности сделал Вибер, какие нормы старого общества он нарушил.

Модернисты учили нас восхищаться художниками, нарушившими старые нормы, правила реалистического изображения или осмелившимися не следовать прежним установкам, но именно художники-академисты сделали это первыми, подарив нам свободу и создав атмосферу в живописи, где стала возможной сама идея нарушать правила. В предыдущие столетия художник лишился головы, если бы осмелился рисовать кардиналов в таком виде.

Разоблачение социальных пороков и изображение равенства всех людей стало шагом в сторону исследования внутреннего мира человека, надежд и фантазий человечества. Для художников-академистов и писателей XIX века самым важным было человечество и всё, что делает нас людьми — как мы воспринимаем самих себя, и каким мы видим мир. Они воспевали человечество, людей любой внешности и телосложения, любой национальности и расы, любой деятельности и профессии.

Версия на английском





Top