Все разделы
Велика Эпоха мультиязычный проект, эксперт по Китаю
×
Все новости » Китай » Политика Китая » Политические кампании в Китае начинались с критики фильмов и книг

Политические кампании в Китае начинались с критики фильмов и книг


Многие политические кампании китайской компартии начинались с критики в адрес фильма или литературного произведения, отмечает Ши Цанщань, эксперт по Китаю. /epochtimes.ru/

«Жизнь У Сюня»

В декабре 1950 г. вышел фильм «Жизнь У Сюня» о попрошайке, который построил школы во время правления императора Гуансюя в конце династии Цин.

Фильм получил восторженные отзывы китайских зрителей, особенно среди интеллигенции. Никто не замечал надвигающейся бури.

20 мая 1951 г. Мао Цзэдун опубликовал в «Жэньминь жибао» статью под названием «Дискуссии вокруг «Жизни У Сюня» требуют серьёзного рассмотрения».

После этого компартия Китая (КПК) начала «кампанию идеологического преобразования» интеллигенции. После критики в адрес фильма последовала критика идеологии Ху Ши, затем знаменитого романа «Сон в красном тереме».

В 1955 г. Мао Цзэдун организовал кампанию против «буржуазного идеализма» Ху Ши. Он приказал «Жэньминь жибао» опубликовать три статьи с нападками на литературного критика Ху Фэна и лично отредактировал статьи.

Ху Фэна и его сторонников окрестили «контрреволюционной бандой». Ху Фэна арестовали 18 мая 1955 г. Кампания затронула свыше 2100 человек. 92 арестовали, 62 посадили под домашний арест, 73 сняли с должностей и приказали пересмотреть взгляды. Лишь после окончания «культурной революции» компартия пересмотрела отношение к этой кампании.

«Разжалование Хай Жуна»

10 ноября 1065 г. шанхайская газета «Вэнь вэй по» опубликовала статью «О новой исторической пьесе «Разжалование Хай Жуна»». Эта статья положила начало «культурной революции».

21 декабря того же года Мао заявил: «Статья Яо Вэньюаня очень хорошая, в ней названы верные имена. Это большое потрясение для людей, работающих в сфере театра, истории и философии. Но в ней не показана суть разжалования. Как император Цзяцзин разжаловал чиновника Хай Жуна, мы разжаловали Пэн Дэхуая в 1959 г.».

Хай Жун ― чиновник династии Мин, которого разжаловали за честность и бескомпромиссность. Пьеса была намёком на судьбу маршала Пэн Дэхуая, попавшего в опалу за то, что он осмелился возразить Мао Цзэдуну. Автор пьесы был отправлен в тюрьму и умер там.

16 мая 1966 г. политбюро компартии одобрило «Уведомление центрального комитета коммунистической партии», известное как «Уведомление 16 мая», которое официально положило начало «культурной революции».

«Культурная революция» продолжалась 10 лет. Она разрушила традиционную культуру Китая и привела к неестественной смерти 7,73 миллиона человек.

Размышление о прошлом

18 декабря 1978 г. ЦК КПК объявил о новом курсе ― политике реформ и открытости. В этот период были реабилитированы многие жертвы предыдущих преследований компартии.

Фильмы о многочисленных политических кампаниях компартии стали главной социальной тенденцией Китая 80-х. В 1979 г. литературный журнал «Шиюй» опубликовал сценарий фильма «Безответная любовь», написанный Бай Хуа и Пэн Ниноми. В 1980 г. по этому сценарию сняли фильм «Солнце и человек».

Фильм взорвал Китай. В нём прозвучала фраза, ставшая крылатой: «Ты любишь эту страну, но любит ли страна тебя?». Это фраза сильно впечатлила китайских студентов 80-х годов. Компартия раскритиковала высказывание, но это только добавило ему популярности.
Китайский режиссёр Се Цзинь снял серию фильмов «Легенда горы Тяньюньшань» (1980 г.), «Табунщик» (1982 г.), «Посёлок Фужун» (1987 г.), которые известны как «Трилогия раздумий».

«Легенда горы Тяньюньшань» ― экранизация романа Лу Янчжоу «Гора красного рододендрона». Фильм посвящён «движению против правых», которое привело к тяжёлым социальным последствиям.

«Вечерний дождь» (1980 г.) рассказывает историю Цюши, поэта, подвергнувшегося преследованию в конце «культурной революции». Действие фильма происходит на корабле, плывущем из Чунцина в Шанхай, и отражаит насилие, происходившее во время «культурной революции». Фильм стал сенсацией в Китае.

В июне 1988 г. центральное телевидение Китая показало 6-серийный документальный сериал «Элегия реки». В фильме сравнивались «сухопутная цивилизация» Китая и «мореходная цивилизация» Запада и затрагивался вопрос о поиске национальной идентичности.

«Элегия реки» вызвала резонанс в китайском обществе и среди студентов. Он считается идеологической основой студенческого движения 1989 г. После студенческих протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. китайские власти раскритиковали и запретили фильм.

Версия на английском

Оцените статью:1 - плохо, не интересно2 - так себе3 - местами интересно4 - хорошо, в общем не плохо5 - супер! так держать! (2 голосов, среднее: 5,00из 5)
Loading...

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Спецтемы:


Top