После бойни на Тяньаньмэнь китайцам промывали мозги исподтишка

Автор: 07.06.2015 Обновлено: 09.08.2023 16:26

4 июня 1989 года тысячи демонстрантов в центре Пекина были скошены пулемётным огнем или раздавлены гусеницами танков, но не только их тела стали жертвами компартии Китая. /epochtimes.ru/

Через двадцать шесть лет после того, как Народно-освободительная армия Китая безжалостно подавила голоса за демократию на площади Тяньаньмэнь, у китайцев изменились не только приоритеты, но и отношение к своим правителям.

По данным опроса, проведённого New York Times, большинство китайцев, в том числе и те, кто проживает за границей, согласны с людьми из западного общества, что Китай является недемократическим, несвободным и нарушает права человека.

Но есть одна тревожная вещь — их это больше не волнует. По данным другого опроса New York Times, только 5,7% зарубежных китайцев считают Китай демократической страной, в то время как почти половина респондентов согласились, что ситуация с правами человека в Китае либо «плохая», либо «очень плохая». Но почти половина опрошенных уверена, что демократия приведёт Китай к «социальной нестабильности», и более половины были «удовлетворены» или «довольны» политикой нынешних властей.

Фальшивый джентльмен, честный злодей

В те дни, когда классическая конфуцианская философия направляла общество, древние китайцы учились развивать в себе добродетель и благородство, вести себя как цзюньцзы (джентльмен). Мелочных людей и подлецов, которые стремились к личной выгоде и игнорировали добродетель, называли яяожэнь и презирали.

События на площади Тяньаньмэнь в 1989 году показали лицемерие коммунистической партии Китая (КПК), которая хотела выглядеть как цзюньцзы, но действовала как сяожэнь. Когда начались экономические реформы Дэн Сяопина, они разрушили советский образец централизованного планирования в пользу кланового капитализма, спонсируемого государством. Так были забиты «последние гвозди» в гроб марксистской утопической идеологии.

Хотя коммунистическая партия остаётся единоличной политической силой в Китае, старые теории марксизма-ленинизма уже давно признаны недействительными и оторванными от реальной рыночной экономики. Наряду с отказом от коммунистического идеала в стране образовался моральный и этический вакуум. Это повлияло на воспитание китайцев после бойни на Тяньаньмэнь.

Чан Пин, китайский диссидент и журналист, живущий в Германии, говорит, что после «Тяньаньмэнь» внесённые в образование изменения воспитали целое поколение молодых китайцев, которые, кажется, обладают способностями независимого мышления, но на самом деле не против режима.

По словам г-на Чана, «Тяньаньмэнь» заставил режим признать то, что его заявления о существовании в стране справедливого, демократического, свободного и процветающего общества были лицемерием. Теперь режим изменил тактику и стал говорить о так называемой «начальной стадии» социализма. Партии признала, что пока Китай не является абсолютно справедливым, демократическим или свободным.

Образованные люди после событий на площади Тяньаньмэнь уже научились видеть все изъяны партии. Однако они стали придерживаться мнения, что каждая страна имеет свои собственные проблемы и все правительства только делают вид, что строят справедливость или демократию.

Это мировоззрение закладывалось в китайцах Отделом единого фронта ещё с дошкольного возраста, поясняет Чан Пин.

Центральное управление Отдела единого фронта провело 18 мая встречу. Последнее подобное совещание проходило 9 лет. На мероприятии присутствовал лидер Китая Си Цзиньпин. В ходе встречи Си говорил о том, что Отдел должен приложить больше образовательных усилий в отношении трёх демографических групп: студентов, обучающихся за рубежом, представителей новых медиа и детей богатой элиты Китая.

Стоит отметить, что, по словам Си, иностранные студенты будут составлять «ядро талантов», необходимых партии.

Китайский режим для дальнейшего развития воспитательной программы также стал использовать Интернет. Независимый политолог Тан Цзинъюань считает, что новая кампания режима по продвижению «правильного» политического понимания в Интернете, в конечном счёте, направлена на превращение детей в распространителей партийной позиции в онлайн.

«Эти дети, которые не отличают правильное от неправильного и не имеют никакого понятия об общечеловеческих ценностях, станут защитниками коммунистической партии, то есть бесплатными интернет-пропагандистами режима», — сказал г-н Тан репортёру Epoch Times (Великая Эпоха).

Образ честного злодея

Чэнь Гуанчэнь, слепой китайский диссидент, который сбежал из под домашнего ареста в Китае и смог выбраться в США, написал статью в Washington Post. В ней он говорит, что в Китае сейчас меньше свобод, чем в 1989 году.

«Фантастические рассказы о китайской экономической мощи и быстром развитии ослепили мир. Но эти рассказы скрывают жестокую реальность: кумовство, коррупция и мошенничество направили основные богатства страны в руки элиты», — пишет г-н Чэнь.

По словам Чан Пина, китайское государство вырастило группу людей, которые не могут отличить правильное от неправильного и верят в то, что победителей надо восхвалять, а проигравших презирать.

Г-н Чэнь согласен с оценкой Чан Пина. В сегодняшнем Китае пропагандируется образ «честного злодея». Это губит китайское общество, особенно в свете сегодняшней вопиющей коррупции. По словам Чэнь Гуанчэня, в 1980-х годах подобное мышление ещё не было таким распространённым.

«Скрытный вор стал чванливым разбойником» — данная фраза укоренилась в китайском обществе после событий на площади Тяньаньмэнь. Это означает, что коррупция распространяется, а нравственность вырождается. Г-н Чэнь пояснил, что коммунистическая партия негласно разрешила беззаконие тем, кто имеет привилегии. Её посыл такой: «Не волнуйтесь, наслаждайтесь коррупцией! У нас есть оружие и государственная власть. Тот, кто выступает против нас, будут репрессированы».

 

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА