Все новости » Новости России » Общество России » Последний рыцарь империи

Последний рыцарь империи



Премьера документального фильма «Последний рыцарь империи» прошла в «ЛенДоке» (Санкт-Петербургская студия документальных фильмов) и в Президентской библиотеке. Режиссёр ленты Сергей Дебижев. Фильм повествует о судьбе Ивана Солоневича — мыслителя, писателя, теоретика народного монархизма и… выдающегося атлета.

Сергей Дебижев так представляет Ивана Солоневича: «Это был Диоген, Джеймс Бонд, Остап Бендер и Поддубный в одном лице. Сочетание ума, силы и решительности делают самого этого человека и судьбу его фантастически интересной и современной». Съёмки фильма потребовали года напряжённой работы и проводились в местах, куда трудная жизнь забрасывала героя повествования. Это Карелия, Беломор-Балтийский канал, Германия, Финляндия, Болгария, Аргентина и Уругвай.

Факт того, что сегодня мало кому в России известно имя Ивана Солоневича, режиссёр называет вопиющим, и надеется, что «фильм исправит это положение». Так, Иван Солоневич был первым, кто своим романом «Россия в концлагере» открыл миру правду о советских Гулагах. Режиссёр полагает, что в условиях, когда происходят «удивительные и шокирующие изменения геополитической обстановки в мире, идеи по выходу России из кризиса, которые и выдавал „на гора“ Солоневич, зазвучали с новой силой». «Никакие рецепты извне неприемлемы для российской государственности и русской культуры, — уточняет автор фильма и сообщает, что, по его информации, — …президент читает не только Ильина, но и Солоневича».

Действие ленты начинается бесконечной и стремительно бегущей прямой дорогой, окаймлённой высокими пальмами. Их ветви колышутся от морского ветра, который, кажется, доносит горячее солёное дыхание океана до зрителя. Эту неожиданную картину сменяют виды северных лесов и бесконечных просторов болот, которые затягивают в свою трясину не только того, кто пытается из них вырваться, но и зрителя. Другой приём режиссёра — повторяющиеся образы различных циферблатов часов, стрелки которых спешат и вперёд, и, чаще, назад.

Повествование ведётся от лица Ивана Солоневича его внуком. Внимательный, умный взгляд через старинные круглые очки человека, чьё лицо изборождено глубокими морщинами, пронзителен, но мягок от явного желания не заставить себе поверить, а просто быть услышанным и понятым. Сквозь стук клавиш старинной машинки слышатся произнесённые героем с горечью слова: «Как это я мог допустить такое?» Так сурово говорит о себе Иван Солоневич, посвятив всю свою жизнь борьбе с бесчеловечной системой власти в России.

Постепенно зритель знакомится с юношей из Беларуси, который в Петербургском университете учится на юриста. Свой политический путь он начинает репортёром известной газеты «Новое время». Затем Солоневич становится свидетелем и участником событий, развернувшихся в Петрограде и в России в феврале 1917 года, которые впоследствии он назовёт катастрофой, когда «трущобы завоевали столицу». Далее «пришла долгая ночь революции», по словам Солоневича.

Иван Солоневич активно участвовал в «Белом движении» на юге страны, при НЭПе стал «спортивным функционером» и оказался в Москве. Когда брат Борис вернулся из концлагеря на Соловках, стало ясно, что оставаться в России опасно и бессмысленно, и началась подготовка к побегу. Последовал арест братьев и Юрия, сына Ивана, и приговор на годы концлагерей. Однако то ли чудаку, то ли авантюристу, то ли непримиримому борцу с режимом (таким его воспринимают разные люди) удалось бежать из Свирского лагеря. Через 16 дней непрерывной ходьбы через непроходимые леса и болота 14 августа 1934 года Иван Солоневич с сыном переходят финскую границу и начинают не менее сложную жизнь за пределами России.

Не вызывает удивления, что личность и идеи Ивана Солоневича мало знакомы россиянину. В Советском Союзе его имя и его труды находились под строгим запретом. Спецслужбы охотились за ним повсюду, считая его опасным противником советского строя.
Незаурядность личности и идей Солоневича повсюду, куда забрасывала его судьба, привлекали к нему мыслящих людей и отпугивали власти. Его преследовали и в Германии, где пытались использовать его талант, и в послевоенной Аргентине, откуда он был вынужден уехать в Уругвай. В Уругвае он подводит итог трудов и жизни произведением «Народная монархия». В 1953 году закончилась жизнь русского мечтателя, говоря современным языком, человека огромной харизмы.

Творческий коллектив фильма настолько вдохновился образом Ивана Солоневича, что решил создать художественный фильм об этой необыкновенной личности.

Сергей Дебижев говорит: «Жизнь Солоневича — повод для анализа русского пути». Создатели картины желали «примером Солоневича разбудить интерес к истории, особенно у молодёжи». «Давайте думать, что делать дальше. Невозможно не задумываться, уже просто край», — с болью завершает презентацию режиссёр.





Top