Все разделы
Велика Эпоха мультиязычный проект, эксперт по Китаю
×
Все новости » Мнение » Точка зрения » Потому что королева…

Потому что королева…


Люди, которых при жизни считали творческим потенциалом страны, а после смерти называют гениями, цветом и гордостью нации — Блок, Мандельштам, Гумилев, Есенин, Маяковский, Цветае­ва… Зная хоть немного обстоя­тельства их судеб, можно сказать: они были уничтожены или доведены до самоубийств.

Три революции, красный террор, Гражданская война, репрессии. Как выжить? Как сохранить себя человеком, личностью? И только одна из когорты тех великих оказа­лась способной все пережить и, перечувствовав, превратить в стихи — это Анна Ахматова.

Хочу сразу предупредить, что эта статья не об истории, не о поэзии. Автору просто было интересно на основании мемуарной литературы воспроизвести (гипотетически, есте­ственно) тип женской личности, спо­собной выжить в тех условиях, в которых другие, равные ей по мас­штабу одарённости, сгинули. «Характер — это судьба», — повто­ряем мы время от времени. И для начала нашего небольшого исследо­вания эти слова будут очень кстати. На фоне всех непрожитых до конца жизней талантливых и знаменитых современников Ахматовой возникает вопрос: «Что было такого в характере этой женщины, что позволило ей прожить 77 лет?» Философы и психологи предуп­реждают нас: будьте осторожны, берегите свою нервную систему. При чём тут философы? А при том, что счастья-несчастья, горя-радос­ти объективно не существует. Суще­ствует только реакция нашей не­рвной системы на внешние раздра­жители. Сравним, как на одинаковые жизненные ситуации реагировала Ахматова и Цветаева, закончившая жизнь самоубийством.

 

Внешность. Имидж

Они почти ровесницы. Они учились по одним учебникам, узнавали из га­зет одни и те же новости, носили юбки одной длины, делали одина­ковые стрижки, танцевали одни и те же танцы.

Обе девушки рано заявили о себе как творческие личности, обе рано прославились. Ахматова представи­ла поэтический Петербург, Цветае­ва — Москву.

У Ахматовой почти сразу появился имидж девушки-аристократки. Она чувствует себя красавицей и подаёт себя красавицей. Мо­лодую поэтессу рису­ют модные художники, она любит фотографи­роваться. В профиль, гордясь своим горба­тым носом.

Анна — высокая, гибкая, тонкая. Её стильная внешность как нельзя лучше со­ответствует канонам женской красоты того времени. Во всяком случае, она сама так считает!

Девушка Цветаева своей внешностью со­всем недовольна. «Крестьянка», — гово­рит сама о себе. Невы­сокая, полноватая, круглолицая, в очках. Сестра Анастасия вспоминала: «Марина забросила очки, искала всевозможные диеты. Стреми­лась похудеть. Когда похудела, ста­ла похожа на спартанского мальчи­ка, что шарма не прибавило».

Согласитесь, это очень важно для женщины — быть уверенной в своей красоте и неповторимости. Все, кто видел живую Ахматову, молодую ли, старую ли, говорили: «Это королева. В изгнании. Но королева». Кто видел Цветаеву, даже только что приехав­шую из Парижа, говорили: «Из Па­рижа? И не скажешь! Совсем нашен­ская». Женщина без шарма.

Жизнь обеих потрепала изрядно. Обе были бедны, обеим было не до нарядов. Ахматова годами будет ходить в од­ном и том же бесформенном халате. Цветаеву разные люди запомнили в хозяйственном фартуке с большими карманами. Но вот парадокс: Ахма­тову воспринимают все равно «королевой в изгна­нии», а Цветаеву — замученной и сильно неухоженной женщиной.

Замужество

В творческой среде молодёжи Се­ребряного века вообще-то немод­но было сочетаться законным бра­ком, венчаться в церкви. Свободная любовь. Ну, «гражданский брак», если пара не разбегается в течение полугода. Цветаева и Ахматова по­выходили замуж всерьёз, по-насто­ящему. Знакомства с будущими му­жьями состоялись у обеих в очень молодом возрасте.

Поэт Гумилёв преследовал Анну много лет. Мно­гократно делал ей предложение, даже стрелялся после очередного отказа. Никто не понял, почему Анна всё-таки согласилась на брак.

Цветаева, как только увидела сем­надцатилетнего Сергея Эфрона, ре­шила для себя: «Он мой». Брак слу­чился скоропостижно: жене 19 лет, мужу — 18. Марина захотела и взяла его в мужья. И тут же родила дочь.

Sergey_efron_MarinaСергей Эфрон и Марина Цветаева. Фото: Public Domain/commons.wikimedia.org

Брак Ахматовой и Гумилёва с пер­вых же месяцев был признан ошиб­кой обоими супругами. Конечно, они разошлись не сразу. Но к мысли о грядущем разводе успели привык­нуть. Оба знали: придёт время, и капнет последняя капля. Время при­шло. Расстались цивилизованно, без проклятий. Всегда уважали та­ланты друг друга. Анна ещё два-три раза пыталась строить супружеские отношения. Были неудачи, но тра­гедий не было.

Ахматова_Н.Гумилев_Л.ГумилевНиколай Гумилёв с Анной Ахматовой и сыном Львом. Фото: Public Domain/commons.wikimedia.org

Брак Цветаевой и Эфрона тоже счастливым не назовёшь. Но они прожили в браке до самой смерти, мучая друг дру­га, себя, детей. Марина постоянно испытывала духовную жажду люб­ви. Влюблялась часто. Никогда не скрывала своих чувств. Писала и публиковала любовные стихи с ин­тимными подробностями и посвя­щениями. Она то уходила из семьи, то возвращалась. Сергей Яковлевич Эфрон — умный, тонкий, любящий, понимал, что Марина — это вулкан, что она страстна душой больше, чем телом.

Фантазёрка, придумает человека, влюбится в свою фантазию, наде­лает глупостей, расшибёт себе лоб, обидится и напишет прекрасные сти­хи об очередной любовной траге­дии. «Попытку ревности», например. Но без обманутой любви, без траге­дии эта женщина жить не может.

Цветаева влюблялась во всех поэтов-мужчин, кому нравились её стихи: Пастернак, Антокольский, Рильке, Тарковский. Она требовала, чтобы поклонники её поэзии виде­ли в ней страстную женщину. Она не просто требовала — настаивала. Начинался любовный роман в пись­мах. Встречи в жизни, если и слу­чались, приносили ей только разо­чарования и горечь.

Ахматова имела поклонников до конца своей жизни. Она выбрала очень удобную роль — «недосягае­мая королева». Шутила с молодыми поэтами: «Только вы в меня, пожа­луйста, не влюбляйтесь: мне это уже не нужно». И никаких разочарова­ний, предательств, измен, трагедий.

Дети

То, что молодая Ахматова не спра­вится со своими материнскими обя­занностями, её свекровь поняла ещё до рождения ребёнка. И когда родился мальчик Лев, бабушка без всяких конфликтов и истерик со сто­роны матери забрала его себе. Сын у Ахматовой как бы и был, но все­гда жил отдельно.

img14Лев с мамой и бабушкой. Фото:Public Domain/commons.wikimedia.org

У Цветаевой было трое детей, и выхаживала она их сама в тяжелей­ших бытовых условиях. В голодной холодной Москве 1918 года Мари­на потеряла одну дочь. Девочка умерла в приюте от голода и болез­ней, пока мать пыталась сберечь вторую дочь, Ариадну. Потом Ма­рина страстно хотела сына. И роди­ла. Любила его до безумия. Служи­ла ему рабски. Не рассталась с ним до самой смерти. Как только он ро­дился, объявила его чудо-ребёнком, гением. Свято в это верила и посто­янно находила тому подтверждения.

Георгий Сергеевич Эфрон (Мур), сын Марины Цветаевой
1944г.

Этой фотографии Марина Цветаева уже не увидела (Цветаева пог…

Posted by Наши Родители on 28 июля 2013 г.

Сын Ахматовой, Лев Гумилёв, всю жизнь доказывал знаменитой матери свою интеллектуальную и творческую состоятельность.

Вопреки всем преградам (аресты, война, тюрьмы, лагеря, исключе­ния из университета и ас­пирантуры), стал всемир­но известным историком, академиком. Из лагеря добровольцем ушёл на фронт. Доблестно воевал, брал Берлин. Награжден орденами и медалями.

KMO_111307_08551_1_t222_113430Лев Гумилёв. Фото: Public Domain/commons.wikimedia.org

Всю жизнь был обижен на мать за равнодушие и не­верие в его силы. Дока­зал, что ОН сын своих ро­дителей.

Сын Марины Цветае­вой, Георгий Эфрон, вы­рос талантливым, но очень одиноким и неприспособ­ленным к жизни челове­ком. Свою мать называл «Марина Ивановна». Пос­ле её самоубийства со­чувствующих пугал фра­зой: «Марина Ивановна поступила правильно».

Отношения с повзрос­левшими сыновьями у обеих матерей были слож­ными, но Ахматова напи­сала о трагедии в жизни своего сына поэму «Реквием», а Цветаева реши­ла, что конфликт с сыном-подростком может толкнуть молодого чело­века на самоубийство и покончила с жизнью сама.

Быт

Обе эти талантливые женщины не признавали бытовую сторону жиз­ни. Но опять же по-разному. Ахма­това умудрялась игнорировать быт, а Цветаеву быт раздражал до умопомрачения, до злости.

Современники вспо­минали, что во время эвакуации в Ташкент Ахматова как будто не за­мечала бытовых неудобств. Но вот магия её личности: всегда, каждый день, находились люди, которые с благоговением, считая за честь, вы­несут грязное ведро, уберут ком­нату, принесут продукты и пригото­вят еду. Ахматова эти услуги при­нимала, как само собой разумею­щееся.

112948006_8df971b80d_bФото: Quinn Dombrowski /CC BY-SA 2.0/flikr.com

Марина Цветаева ненави­дела быт, но, так как сама растила детей, была вынуждена, естествен­но, ходить на рынок за продукта­ми, следить за бюджетом, готовить еду, стирать. Из её дневников, пи­сем и записных книжек понятно, до какой степени её бесили эти обыч­ные дела. О почитателях таланта она писала: «Пришли, выражают восхищение. Я сама знаю цену моим стихам. Лучше бы полы мне помыли или картошку почистили. Освободили бы меня от этой ежед­невной каторги».

Характерно, что, вырастив детей, будучи «семей­ной» почти 30 лет, она так и не при­обрела никаких хозяйственных на­выков, которые доводят многие дела хозяйки до автоматизма, когда «руки сами делают», а голова свободна. Марина не принимала эту сторону женской жизни ни за что и никогда. Согласитесь, от одного этого мож­но сойти с ума, если тебе ежеднев­но нужно работать на семью, а любую хозяйственную вещь до от­вращения противно брать в руки. Эта ведь — тоже большая психологи­ческая проблема, когда женщина «тарелки не помоет без достоевщины».

Marina_Tsvetaeva_(1913)Фото: Public Domain/commons.wikimedia.org

Вернёмся к вопросу, какой же ха­рактер должен быть у женщины, от природы одарённой большим твор­ческим потенциалом, если эта жен­щина живёт в страшное время пе­реворотов, войн, голода, репрес­сий? Сама Ахматова в конце жизни ответила на подобный вопрос: «Мо­ему поколению досталась злая доля. Особенно тяжело было талантли­вым, умным, неординарным. Но сильные выжили».

Помните, мы упоминали, что у са­мых разных людей Ахматова вызы­вала одно впечатление: «Королева». А какой должна быть настоящая ко­ролева? Вероятно, спокойной, влас­тной, гордой, немногословной, вели­чественной. Она своей внутренней силой вызывает восхищение, трепет и желание служить ей. Вот такая точка зрения.

Лариса Михайлова

Оцените статью:1 - плохо, не интересно2 - так себе3 - местами интересно4 - хорошо, в общем не плохо5 - супер! так держать! (5 голосов, среднее: 5,00из 5)
Loading...

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

  • Кочетков Максим

    У Ахматовой был ещё одни секрет «живучести», не знаю, каким словом его и назвать. Судите сами…
    И Вождь орлиными очами
    Увидел с высоты Кремля,
    Как пышно залита лучами
    Преображенная земля.

    И с самой середины века,
    Которому он имя дал,
    Он видит сердце человека,
    Что стало светлым, как кристалл.

    Своих трудов, своих деяний
    Он видит спелые плоды,
    Громады величавых зданий,
    Мосты, заводы и сады.

    Свой дух вдохнул он в этот город,
    Он отвратил от нас беду, —
    Вот отчего так тверд и молод
    Москвы необоримый дух.

    И благодарного народа
    Вождь слышит голос:
    «Мы пришли
    Сказать, — где Сталин, там свобода,
    Мир и величие земли!»
    Декабрь 1949

Спецтемы:


2
Top