Все новости » Жизнь » Образование и карьера » PR — роскошь или необходимость?

PR — роскошь или необходимость?


В ближайшую среду, 30 июля, российское сообщество специалистов по связям с общественностью в десятый раз отметит свой профессиональный праздник.

Так уж получилось, что в России эта профессия была признана совсем недавно, на границе XX-XXI веков. Хотя, как принято считать, первое упоминание «связей с общественностью» (англ. Public Relations, или PR) было сделано ещё в 1807 году третьим президентом США Томасом Джефферсоном. Впервые употребив этот термин в своем черновике «Седьмого обращения к конгрессу», Томас Джефферсон не раскрыл тогда его точное определение, но, судя по всему, под public relations он имел в виду сферу деятельности людей, компетентных в управлении общественным мнением.

И, надо сказать, подобная деятельность, но под другими названиями, проводилась в истории человечества с незапамятных времен. Достаточно развитые формы влияния на общественность сложились ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Античные и римские мыслители уделяли огромное внимание механизмам воздействия на сознание и чувства людей. Цицерон своими речами стремился не только передавать информацию, но и воздействовать на общественность. Аристотель утверждал, что убедить аудиторию можно, лишь добившись её расположения и симпатии по отношению к оратору. Платон продвигал гласность в управлении общественным мнением.

И, кстати, в России ещё в 1719 году Петр I постановил «определить для сообщения о жизни русского общества переводчика Якова Синевича, который не только должен опрашивать Сенат и Коллегии, но и сам писать об этом в «Ведомостях»». Но, что и говорить, технология связи с общественностью окончательно сформировалась именно в XX веке.

В наше время работа профессиональных пиарщиков высоко ценится и щедро оплачивается бизнесменами и политиками. Взять, к примеру, известные компании FedEx, Delta Airlines, Johnson & Johnson, IBM, Kodak. Все они являются клиентами американского PR — агентства Ketchum, которое выполняет также заказы Пентагона и ряда правительственных структур. Только в России Ketchum заработало порядка $40 млн за продвижение на протяжении шести лет имиджа на Западе российской власти и «Газпрома». И несмотря на активное критичное обсуждение в российских СМИ смысла и эффективности подобной работы и затрат, в конце прошлого года администрация президента заявила о своем намерении продолжить сотрудничество с Ketchum.

При таком положении дел удивительно, что на российском рынке труда профессия специалиста по связям с общественностью рассматривается как неперспективная, устойчиво занимая позиции аутсайдера в рейтингах востребованных профессий. Правда, такое отношение к PR в России можно объяснить, например, результатом советской пропаганды, продвигавшей скромность как лучшее украшение. Всё-таки немало людей согласилось с мыслью, что хорошие дела говорят за себя сами.

Но ведь на самом деле это не так, и им надо создавать известность. Наверное, каждый из нас может вспомнить пример того, как люди, делающие замечательную работу, остаются в тени, а всё причитающееся им признание достается тому, кто не столько работал, сколько продвигал свои заслуги. Подобная несправедливость уж точно не произойдёт с теми, кто владеет связями с общественностью — технологией, позволяющей донести до людей идею, получить согласие, сотрудничество и поддержку от других.

Иногда, слыша фразу «связи с общественностью», люди думают о триумфах актёров или политических кампаниях. На самом деле связи с общественностью представляют собой инструмент незаменимый в любой деятельности. Например, у вас есть идея создать собственное дело, и вам нужна поддержка и помощь, необходимые для её воплощения в жизнь. Или, может, вы или ваш бизнес стал жертвой сплетен и дурных слухов, а вы не знаете, как себя защитить. Всё это можно уладить, используя связи с общественностью. Связи с общественностью — это создание широкой известности хорошим делам, создание доброго имени и желания иметь дело с этой организацией или человеком.

У связей с общественностью есть уточнённое определенное, данное одним из выдающихся мастеров управления XX века Л. Роном Хаббардом: «PR — это эффективно продемонстрированная причина».

Взять, к примеру, относительно недавнюю потрясающую PR-акцию корпорации «Тойота». Многие из нас помнят, как по новостным каналам прошло сообщение, в котором мрачный, огорчённый менеджер «Тойоты» рассказал о том, что, к сожалению, их специалисты обнаружили несовершенство одной детальки в «Тойотах» и «Лексусах». В связи с этим сообщалось о вынужденном отзыве данных автомобилей в сервис-центры для осмотра и, в случае необходимости, бесплатной починки.

На практике отзыв машин с рынка подразумевал всего лишь приглашение владельцев «Тойот» и «Лексусов» заехать в сервис-центр и сделать проверку этой детали. Ну и заодно, помыть машину, залить масла, поменять фильтры и т.д. При этом процент брака по этим деталям в России составил менее 1% (порядка десятка машин) на тысячи проданных в России «Лексусов» и сотни тысяч проданных «Тойот».

Таким образом «Тойота» эффективно продемонстрировала, что они являются настоящей причиной над происходящим, ведь в разгар кризиса они пошли на затраты, направленные на улучшение качества своих машин. В сервис-центре зарабатывают на продаже всякой мелочи и других услуг, а кто-то присматривает и новые машины. Объёмы продаж «Тойоты» и «Лексуса» идут вверх. Красивая профессиональная работа специалистов

Возьмём ещё пример для организации меньшего масштаба. Пусть это будет ресторан с кухней хорошего качества и по приемлемой цене, но …. с малым количеством посетителей. Как тут может помочь специалист по связям с общественностью? Один из вариантов — организовать небольшую PR- акцию рядом с рестораном. Музыка, танцы на улице и угощение прохожих вкусностями, которые готовятся тут же на живом огне. И, конечно, приглашение заглянуть и перекусить. Увеличение количества клиентов гарантировано.

Кстати, эти примеры замечательным образом развенчивают миф о том, что связи с общественностью является затратным инструментом продвижения. Хороший, профессионально сделанный PR сторицей возвращает, вложенные в него средства. Но, что, пожалуй, гораздо важнее, благодаря ему компания получает хорошую репутацию и доверие клиентов, а в наши времена это имеет огромную ценность.

Автор статьи: Елена Дейнеко





Top