Все новости » Жизнь » Образование и карьера » Роль тимбилдинга в формировании корпоративной культуры

Роль тимбилдинга в формировании корпоративной культуры

Работа в «1С-Архитектор бизнеса» стала для меня новым этапом самореализации, передо мной открылись возможности планомерного внедрения методов HR-менеджмента, широкого применения своих знаний, управленческих и профессиональных навыков, полученных в прежней 20-летней разносторонней деятельности. В этой статье я поделюсь с вами опытом применения тимбилдинга как одного из инструментов HR-стратегии в формировании корпоративной культуры.

Ориентиры HR-менеджмента

Результатом правильно организованного HR-менеджмента становится позитивное восприятие работодателя как со стороны соискателей, так и со стороны работающих сотрудников. Для него характерны высокий уровень лояльности, а также понимание связи между собственным благополучием и положением дел в компании. Важнейшим инструментом достижения этой цели признано внедрение тщательно разработанной корпоративной философии, которая включает в себя не только производственные аспекты, но и внутреннюю корпоративную культуру, основанную на ценностях компании.

Естественно, что здесь всё базируется на работе непосредственно с людьми, и необходимо тонкое взаимодействием с каждым сотрудником. Индивидуальный подход в условиях командного взаимодействия даёт мощный синергетический эффект, предоставляя колоссальные возможности в управлении персоналом. Это прямой путь к благополучию всего бизнеса и каждого отдельного сотрудника.

К сожалению, надо признать, что работа с персоналом с широким использованием методик HR-менеджмента пока не стала основным, общепринятым подходом в отечественных компаниях.

Что мы видим на практике

В современных реалиях практикуются три основных подхода в организации работы с персоналом:

• активный подбор кандидатов и обеспечение открытых вакансий персоналом;
• поддержка основных HR направлений;
• широкое участие HR-менеджмента в разработке и реализации стратегических планов и постоянный поиск средств раскрытия потенциала штатных сотрудников и привлекаемых новых кадров, работа по повышению вовлечённости персонала в жизнедеятельность компании, в процессы, повышающие доход и статус предприятия.

Именно третье, широкое развитие HR-деятельности, наиболее импонирует мне как специалисту, имеющему немалый опыт работы с людьми, и автору исследований в области практической социологии управления.

В связи с этим свою работу в «1С-Архитекторе Бизнеса» я начала с планомерных исследований внутренней корпоративной культуры и коллективной среды. Обсудив результаты с владельцами компании, я изложила им свои идеи и предложения по развитию HR-направлений. Фактически мы пришли к совместному выводу о необходимости своего рода переформатирования внутреннего психологического поля. Конечным итогом изменений должно стать командное восприятие задач компании и методов их решения при обязательном двустороннем контакте с каждым сотрудником.

Отправная точка принятия решения

Наблюдения показали, что, несмотря на высокий потенциал компании и возможность существенно повысить общую эффективность работы, достижению таких целей мешал ряд обстоятельств.

В первую очередь, это не совсем корректная конкуренция руководителей подразделений, занятых отстаиванием собственной позиции, при этом была заметна разница подходов в создании рабочих условий для сотрудников.

Затем, персонал был неплохо мотивирован, но не было единства в корпоративных представлениях: каждый специалист в отдельности, будучи сильной единицей, не всегда реализовывался полностью, поскольку корпоративная среда не благоприятствовала самореализации.

Учитывая это, было принято решение о формировании корпоративного культурного пространства, для чего мы избрали одну из самых практичных методик тимбилдинга — участие в общем совместном объединяющем мероприятии. Серия таких мероприятий позволяет сформировать единое командное представление о деятельности компании и повысить лояльность каждого сотрудника.

Начинаем действовать

В течение короткого времени был разработан план мероприятий по переводу отношений в формат командного взаимодействия, в соответствии с ним: персонал компании принимает участие в организованных руководством выездах на отдых, проводятся игровые командные мероприятия. Традиционные совместные корпоративы (новогодние праздники и летние пикники) мы сочетаем с проведением отдельных, хорошо спланированных акций. В процессе организации для привлечения сотрудников учитываем несколько факторов, в том числе стаж работы в компании.

Важной целью HR-работы по основным направлениям я считаю адаптацию сотрудников в ценностной среде компании, принятие её менталитета и корпоративной культуры. Также HR-специалисты не должны оставлять без внимания обучение, профессиональное развитие сотрудников. Для новых сотрудников мы организуем тренинг Welcome, встречи по адаптации и коучинг.

Я уверена, что потенциал работника раскрывается гораздо быстрее и эффективнее при создании условий для корпоративной адаптации, приобретения навыков деятельности в коллективе со сложившимися традициями и внутренней психологической средой.

Одним из надёжных инструментов познания психологической среды, норм и традиций компании считаются развлекательные мероприятия и коллективный отдых. В отношении их эффективности я бы отметила, что она в первую очередь зависит от позиции руководства. Успех определяется готовностью и возможностью расходовать средства на планомерную и системную работу по формированию корпоративного духа и укрепление лояльности персонала.

Дорого — не значит качественно

По моему убеждению, нынешнее понятие «корпоратив», ставшее темой множества анекдотов, порождено непониманием смысла подобной работы. В такой форме корпоратив — это просто бессмысленная статья расходов. Дело в том, что сам по себе факт расхода средств никаких задач не решает.

Необходимо чётко осознавать и ставить цель любого мероприятия. При этом отмечу, что его эффективность не гарантируется значительной суммой потраченных средств.

Замечание, сделанное выше, сразу приводит к вопросу: «Какие ресурсы имеет смысл выделять на организацию корпоративного отдыха?» Жёсткого правила нет, и доля расходов на такого рода мероприятия определяется индивидуально, но хотелось бы добавить, что далеко не всегда значительные расходы означают достижение целей!

Стоит ли, например, организовывать закрытый концерт статусного исполнителя с высоким уровнем оплаты, если значительная часть сотрудников будет недовольна — исполнитель не соответствует их вкусам, и они предпочли бы провести время в корпоративной среде по-иному… В таком случае результатом станет недовольство расходом средств компании, которые можно было направить на премирование, более интересное мероприятие, иные формы стимуляции лояльности.

Исследования различных авторов и мой личный опыт показывают, что до 30 % персонала компании может не интересоваться предложенными темами или формами проведения тимбилдинга. В компании «1С-Архитектор Бизнеса» эти соображения учитываются в планировании — мы всегда стараемся разработать несколько вариантов совместного отдыха или развлечений. О различных способах объединения коллектива можно говорить долго, но здесь я остановлюсь на теме общего объединяющего корпоратива или тимбилдинга.

Подробнее о тимбилдинге

Лично я воспринимаю любое мероприятие в двух ипостасях: как сотрудник «1С-Архитектор бизнеса» я нахожу в тимбилдинге приятный позитивный бонус. С другой стороны, как руководитель HR службы, я вижу в нём инструмент корректировки эмоционального состояния как отдельных сотрудников, так и целых департаментов, подразделений компании.

Итак, уважаемые руководители, давайте посмотрим, что может тимбилдинг (корпоратив) и зачем он вам?

Тимбилдинг — это скриншот отношений в вашем коллективе. Вы лично увидите всё, что исказили или не донесли до вас сплетни (не будем лукавить, ни одно крупное предприятие этот вид фольклора ещё не миновал).

Тимбилдинг — это возможность прояснить и улучшить взаимоотношения между сотрудниками, как по горизонтали, так и по вертикали. Выяснение отношений — дело неприятное, но необходимое. В неформальной обстановке гораздо проще расставить всё по своим местам и согласовать позиции, не будучи обоюдно скованными должностными предписаниями.

Тимбилдинг — это обмен мотивациями и жизненными ценностями. Иногда руководители даже не представляют себе, что мотивирует их сотрудников работать хорошо. Откровенный разговор за столом с шашлыком, у костра, о том, что кого мотивирует, приправленный историями создания компании из уст ТОП менеджеров, руководителей крупных подразделений холдинга, может перевернуть ваше производство с ног на голову в самом лучшем смысле этого выражения. Приобщая сотрудников к целям создания предприятия, вы делаете их неотъемлемой частью организма вашей компании, которая, как печень или сердце, постепенно начинает функционировать не по указке мозга, а сама по себе, наилучшим образом для всего организма.

Тимбилдинг — это возможность создать философию компании, в которой каждому сотруднику найдётся своё место под солнцем. Согласовывать профессиональные интересы — это прекрасно, но и личностные интересы согласовать, оказывается, не так уж сложно и очень выгодно предприятию.

Как это может выглядеть на практике?

Уточните, быть может, среди ваших сотрудников кто-то увлекается фотошопом, кто-то фотографией, кто-то пишет музыку. Мы, дети советских времен, ещё помним азарт, с которым в институтах, на предприятиях создавались стенгазеты, доски почёта и прочее. Мне кажутся эти элементы при правильном активном использовании продуктивными для информирования сотрудников об успехах компании и позиционирования достижений самих сотрудников различных подразделений. Кому-то это покажется мелочью, но в реальности — каждому престижно и приятно увидеть себя с позитивной и реально достоверной оценкой, поощрением от руководства компании.
Среди ваших увлечённых сотрудников могут оказаться хорошие мастера. Вы можете завесить голые стены ваших предприятий фотографиями лучших сотрудников, съёмками с тех же корпоративов, пополнить страницы официального сайта, корпоративного портала и блоги компании интересным фото-материалом или даже видео. Ваши музыканты-любители могут написать гимн компании, а сочинители — написать слова и внести свою лепту в развитие групп в соцсетях.

Помните времена комсомола? Люди работали не только за деньги, а инструменты коллективизации и внедрения идей были просты и незатейливы.

Как эксперт в области управления персоналом, перечитавший несметное количество литературы и отечественных, и зарубежных исследований (в том числе, из области психологии и социологии управления), могу с уверенностью сообщить, что модель формирования коллективного сознания, присутствующая в СССР, заслуживает пристального внимания бизнесменов и управленцев. Единственное, что не стоит «тащить» из тех времен, это попытку всех уравнять и сделать одинаковыми. Напротив, личностные особенности каждого есть смысл холить и развивать.

Можно с гордостью сказать, что в нашей компании этому хорошему правилу стараются следовать на практике.

Теперь перейдём к другой немаловажной теме:

Сколько стоит тимбилдинг?

Многих руководителей останавливает стоимость корпоративного отдыха. Не каждое предприятие может себе позволить выделить большую сумму из бюджета на «сплочение коллектива». Можно разобрать несколько вопросов и недоразумений, возникающих в связи с этим моментом.

Идём от простого к сложному — тимбилдинг компании нужен, чтобы сплотить коллектив. Сколько денег это потребует?

На ум приходит до боли знакомая бытовая ситуация и хочется спросить, дорогие руководители, а как вы воспитываете своих детей? Как вы участвуете в их детских праздниках?

Предлагаю варианты:

А) Я даю деньги жене, она нанимает аниматоров, аниматоры развлекают детей.

Б) Мы затариваемся продуктами и едем на пикник, вместе делаем костёр, жарим маршмэллоу и колбаски на костре, веселимся.

Стоит ли спрашивать, при каком подходе к воспитанию будет дружная семья и послушные дети? При каком подходе дети будут знать вас, а вы — детей?
В управлении персоналом действуют те же законы.

Перед тем, как определить, какой бюджет выделить на проведение корпоратива, необходимо ответить на простой вопрос: «Какую цель вы ставите?»

Вот варианты ответов, выбирайте!

А) сплотить коллектив; Б) впечатлить ваших сотрудников; В) хорошо провести время самому, развлечься.

Давайте рассмотрим, что означает на практике каждый из этих ответов. Конечно, исходить всегда нужно из специфики вашего предприятия и интересов большинства ваших сотрудников.

А) Если мы хотим сплотить коллектив, сколько будет стоить наш корпоратив?
Если вы действительно настроены на сплочение коллектива, стоимость корпоратива может быть минимизирована до затрат на аренду автобуса, который заберёт, а затем развезёт сотрудников по домам. Конечно, корпоратив должен быть привлекателен для сотрудников помимо интереса просто «погулять вместе». «Сухой закон» как альтернативный вариант может упростить и эти затраты. Однако следует осознавать, что сотрудникам нужно дать хоть какой-то повод предпочесть отдых с коллегами времяпровождению с семьёй и друзьями.

Если с деньгами в компании туго, или вы не так давно открылись, и расходов пока больше, чем доходов, можно ограничиться минимумом. Пикник на природе в августе-сентябре может стать началом прекрасного и очень недорогого преобразования в вашей компании: договоритесь с сотрудниками о дате, обеспечьте напитки (хотя бы питьевую воду) и уют (коврики, всё для костра, игры, карты, одноразовую посуду и прочее) и предложите взять еду каждому по своему вкусу. Картошку, хлеб и сосиски тоже не так уж дорого взять в расходы предприятия, а это может насытить даже самых проголодавшихся на природе.

Напомню притчу про Иисуса, накормившего пятью хлебами и тремя рыбами всю свою паству. Применимо к нашему случаю, мораль притчи будет такова: когда компания делится с тобой последним, ты невольно достаешь из узелка то, что припас для себя, и делишься этим с другими. Важно вовремя подать правильный пример.

Так что умный управляющий с любым бюджетом сможет реализовать цель по сплочению коллектива, было бы желание.

Б)Когда уместно «впечатлить» своих сотрудников?

Если у предприятия есть хорошие ресурсы и средства на дорогой ресторан и звёздочку с неба, то, безусловно, организовать такое событие стоит. Но подобным мероприятиями не стоит злоупотреблять, т.к. у них есть побочные эффекты. На мой взгляд, подобные мероприятия, уместны лишь в двух случаях: Новый год; юбилей компании.

Другие варианты лично я считаю бесполезным расточительством бюджетных средств, т.к. подобные события, к сожалению, не позволяют раскрыть личность и обеспечить вовлечённость всех членов вашего коллектива.

Другими проблемами в организации таких корпоративных мероприятий будут:

• «Всем не угодишь». Не всем сотрудникам может понравиться еда в выбранном ресторане или кто-то может не любить творчество приглашённых на корпоратив звёзд;

• «В чем идти?!». Кому-то из ваших сотрудников может серьёзно испортить настроение необходимость приобретать соответствующий наряд;

• «Лучше бы премию дали!». Возможно, вы об этом никогда не узнаете, но в вашем коллективе обязательно будут недовольные, калькулирующие, сколько вы затратили на это событие, какую премию мог бы получить каждый вместо этого фееричного балагана;

• «Как надоел этот маскарад!». На пафосных вечеринках, к сожалению, мало кто способен раскрыться глубоко. Это вам не поход за грибами в «трениках» и без «мейкапа» — тут надо соответствовать! Подобные события редко помогают снять маски и предстать друг перед другом во всей прелести своей. Напротив, в дорогом ресторане рядовые сотрудники могут почувствовать себя крайне неуютно;

• «Раздутые эго». Существует реальная опасность того, что некоторые ваши сотрудники примут подобное событие слишком буквально и переоценят собственную значимость. Возможно, что в будни вам придётся слегка фрустрировать гипертрофированную самооценку некоторых работников после публикации их фотографии с группой «ВиаГра» в соцсетях;

• «Дорого». Очевидно, что такое событие стоит денег, и если вы не «Волк с Уолстрит», то наверняка есть, куда их потратить с большей отдачей.

Ну, а теперь пробегусь по последнему варианту, столь же бюджетному, сколь и полезному для любого предприятия:

В) Как развлечься самому, сплотить коллектив, отдохнуть и потратить немного?

Вы увлекаетесь футболом? Сколько ваших сотрудников увлекаются футболом? Может быть, хоккеем? Вы любите играть в покер? А ваши сотрудники? Как вы отдыхаете?

Представим, что вы любите футбол и с удовольствием смотрите каждый футбольный матч. Если у вас есть конференц-зал или просто большое помещение с большим монитором, Вы можете пригласить Ваших сотрудников разделить Ваше увлечение. Продумайте варианты исхода футбольного матча и договоритесь, что сделаете, если «наши продуют», всё-таки расставаться нужно на высокой ноте, чем бы игра ни закончилась! Вы-то собрались отдохнуть и отвлечься!

Тимбилдинг в «1С-Архитекторе Бизнеса»

Сегодня руководители компании «1С-Архитектор Бизнеса» Антон Толмаков и Антон Алмазов, директора крупных подразделений холдинга, стремятся целенаправленно применять именно синергетический подход во взаимодействии с сотрудниками компании. Организуются корпоративные мероприятия в крупных подразделениях и в целом по компании и холдингу поддерживается внимательное отношение к сотрудникам. Идею корпоративного совместного летнего пикника с развлекательной программой и тимбилдингом поддержали директора крупных подразделений нашего холдинга: Светлана Гара, Алла Платонова, Валерий Воробьев.

Финансовая сторона вопроса была решена с помощью компромиссного решения — компания компенсирует большую часть расходов на летний корпоратив, но и сотрудники участвуют в финансировании своего отдыха.

Наша задача — инициировать, организовать мероприятие и предложить развлекательную программу, продуманную до мелочей. В этой области в компании «1С-Архитектор Бизнеса» проводится организационная работа по выездам сотрудников на пикники в летнее время.

«В этот раз мы совместно с Натальей организуем поездку с развлекательной программой и приглашаем всех сотрудников из разных подразделений присоединиться к нам», — рассказывает Светлана Гара. Она — один из самых авторитетных и опытных директоров холдинга, требовательный и заботливый руководитель, стремящийся применять самые современные инструменты и решения в мотивации сотрудников своего офиса.

Особое внимание в компании «1С-Архитектор Бизнеса» уделяется корпоративным мероприятиям обучающей и консультативной направленности.

Для новых сотрудников проводятся семинары, тренинги и занятия, позволяющие быстро интегрироваться в корпоративную среду и овладеть необходимыми профессиональными навыками. Организуются мероприятия с посещением театра, прогулки на теплоходе по Москва реке, соревнования по боулингу. Командный принцип участия способствует созданию атмосферы коллективной сплочённости и усиливает у сотрудников способность к командному взаимодействию.

Уверяю, уважаемые владельцы компаний и коллеги, подобные способы мини-корпоративов просты, доступны и эффективны. Нужно лишь захотеть и немного нагрузить себя изучением интересов сотрудников. Не сомневайтесь, найти способы бюджетно и с пользой для дела проводить внерабочее время вместе с коллегами — легко!

Вот такие незамысловатые советы предлагаю для всех заинтересованных накануне нашего корпоратива в «1С-Архитектор Бизнеса».

Если кому-то после этой статьи захотелось к нам в команду — милости просим! Записаться на собеседование вы можете по телефону: +7(495)994-93-79.

Отправьте ваше резюме по адресу: [email protected] с пометкой «прочитал статью».

Надеюсь, эта статья поможет многим компаниям вспомнить о главном — любовь к делу и вовлечённость за зарплату не купишь.

С наилучшими пожеланиями, руководитель HR службы УК «1С-Архитектор Бизнеса» Наталья Переверзева.



История коммунизма


Top