Все разделы
Велика Эпоха мультиязычный проект, эксперт по Китаю
×
Все новости » Наука и технологии » Технологии и открытия » Российские учёные научились прогнозировать землетрясения

Российские учёные научились прогнозировать землетрясения

Российские учёные сообщили о возможности прогнозирования землетрясений по изменениям атмосферы. Теперь, используя спутниковые данные, исследователи смогут выявлять развитие сейсмических процессов на ранних стадиях.   /epochtimes.ru/

Российские учёные уже не первый год изучают связь между атмосферными и сейсмическими изменениями. Наблюдения за верхним слоем атмосферы (ионосферой) показали, что перед сейсмологическими изменениями на высоте 200-500 километров регистрируются аномальные изменения состава атмосферы. То есть там внезапно начинается повышение или понижение концентрации заряженных частиц.

Строение атмосферы Земли. Фото: RokerHRO/wikipedia.org/CC BY-SA 3.0

В частности, такие аномалии наблюдались накануне разрушительного землетрясения в районе Гаити, которое унесло жизни 316 тысяч человек. Также странное явление произошло за шесть и за три дня до землетрясения в Японии в 2011 году, которое привело к аварии на АЭС «Фукусима – 1».

Механизм происхождения атмосферных аномалий

Чтобы подтвердить связь атмосферных аномалий с сейсмическими, учёные изучили механизм их происхождения. Природу механизма выявили с помощью компьютерного моделирования атмосферы Земли.

Оказалось, что аномалии в атмосфере возникают из-за электрического тока, текущего между поверхностью Земли и ионосферой. Причиной тока является пыль и мелкие частицы, выбрасываемые из земли при сейсмической активности.

Фото: pixabay.com/CC0 Public Domain

Дальнейшая работа учёных будет направлена на разработку практической методики прогноза землетрясений. Так как данные со спутников поступают в режиме реального времени, то учёные смогут спрогнозировать катаклизм как минимум за несколько дней.

Пользуясь этим механизмом, можно будет предсказать не только землетрясения, но и извержение вулканов, тайфуны, снежные вихри и другие природные катаклизмы. Сколько времени займёт разработка методики, учёные затрудняются сказать.

Проблема прогнозов землетрясений

Пока учёные не знают всех деталей физических процессов, связанных с землетрясениями, поэтому прогнозировать такие явления сложно. До настоящего времени учёные не могли дать такой прогноз.

Специалисты разных стран пытаются создать подобные приборы. В настоящее время лучшей в мире системой записи сейсмических волн, обнаружения деформаций земной коры, изучения свойств грунтовых вод и электромагнитных изменений обладает Япония.

Последствия разрушительного землетрясения. Фото: Guety/wikipedia.org/CC BY 2.0

Каждая страна пытается предсказать приближение землетрясения своим способом. В частности, германские учёные заметили, что муравьи перед землетрясением полностью меняют свой образ жизни. За несколько часов до землетрясения вместо фазы сна у насекомых наступал всплеск активности. Сейсмологи объясняли это воздействием газа, выделяемого перед землетрясением. Он незаметен для человека, но действует на муравьёв.

В Китае в прогноз сейсмических ударов было вложено более $300 миллионов. Однако Таншаньское землетрясение, по официальным данным унесшее жизни 242 тысяч человек, предсказать так и не удалось.

Источник: ТАСС