Россия может выпасть из проекта «Шёлкового пути»

The Epoch Times30.08.2017 Обновлено: 14.10.2021 12:50

Уже в этом году грузы из Китая в Турцию доставят поезда, следующие по маршруту Баку — Тбилиси — Карс (Турция) в обход России. Китайцы недовольны скоростью доставки грузов по России, а также неопределённостью отношений России с Евросоюзом, пишет «Газета.Ru».

Ввод в эксплуатацию дороги Баку — Тбилиси — Карс запланирован к 2018 году. Именно она соединит Китай с Европой скоростным и безопасным коридором и станет частью китайского проекта «Один пояс — один путь». Первоначально запланирована перевозка грузов до 6,5 млн тонн и 1 млн пассажиров. В дальнейшем пассажиропоток увеличится до 2 млн, объём грузоперевозок — до 17-2 млн тонн.

Зарабатывать на транзите товаров из Китая в Европу мечтали не только Россия, Монголия, Казахстан, Азербайджан или Турция, но и Польша, Болгария, Румыния, Украина. Украинские железные дороги в прошлом году заявили о запуске поездов в Китай в обход России. До границы Евросоюза они обещали доставлять груз из Китая за 11 суток, однако этот срок растянулся до 15,5 суток.

До сих пор китайские товары по сухопутному пути шли в Европу через Россию, которая выигрывала у Турции и Азербайджана дешевизной перевозок. Так, перевозка одного контейнера товаров только через Каспий стоит $1 200. Такие же затраты потребуются для провозки контейнера из Владивостока в Москву, сообщил гендиректор InfraNews Алексей Безбородов.

Основной объём китайских грузов доставляется в Европу морским путём, на сухопутные перевозки приходится 5–6% грузов. Они доставляются по российской Транссибирской магистрали. Однако магистраль имеет свои проблемы. Среди них — загруженность дороги внутренними российскими грузами и низкая пропускная способность, что затрудняет китайский транзит. К тому же скорость движения поездов через Россию и Казахстан в Европу составляет около 12 км/ч из-за «узких участков», тормозящих движение, сообщил Марк Гойхман. У Китая же скорость на внутренних перевозках и на экспорт достигает 40 км/ч, сообщил Безбородов. Отсюда понятно, что такой темп движения для Китая неприемлем.

Разногласия в проектах

По мнению экспертов, чтобы Россия стала крупным транзитным узлом для экспорта товаров из Китая, необходимо увеличить скорость прохождения грузов по территории России до приемлемой в Китае (40 км/ч). Для этого необходимо строительство высокоскоростных дорог. Например, на первом этапе построить дорогу Москва — Казань, затем продлить её поэтапно до Екатеринбурга, Оренбурга и далее. Это позволит разгрузить дороги и увеличить скорость прохождения транзита через Россию. Согласно меморандуму от 2015 года, Китай планировал вложить в строительство скоростной дороги Москва — Казань около $6 млрд, однако дальше меморандума дело не продвинулось.

Сыграло в этом роль обострение отношений между Россией и Западом. Возможно также, что китайским инвестициям препятствуют существующие разногласия в вопросе сопряжения двух проектов: российского Евразийского проекта и китайского «Пояса Шёлкового пути», полагают аналитики. Российская сторона не против объединить эти два проекта, но по конкретным пунктам стороны не могут прийти к соглашению.

По мнению  Михаила Карпова, Китай не верит в российскую экономику, которая не растёт. После падения рубля в 2014 году Россия перестала быть для Китая надёжным экономическим партнёром, и он потерял к ней интерес. Поэтому китайцы и не торопятся вкладывать деньги в развитие железных дорог в России при наличии обходных путей.

Для развития инфраструктуры совместных проектов по инициативе Китая был создан Азиатский банк структурных инвестиций (AIIB), участником которого стала и Россия. Однако эксперты не видят преимуществ для России от присоединения к этому банку. «У России сильны иллюзии относительно расширения взаимодействия с Китаем, однако конкретных двусторонних проектов пока не слишком много. Более того, до конца не понятен сам механизм функционирования AIIB, что автоматически ставит под вопрос пользу от вступления туда России», — заявил «Газете.Ru» Михаил Карпов.

 

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА