Все разделы
Велика Эпоха мультиязычный проект, эксперт по Китаю
×
Все новости » Китай » Общество Китая » Самоубийства школьников обнажают недостатки китайской системы образования

Самоубийства школьников обнажают недостатки китайской системы образования

    В Китае ежегодно сотни школьников совершают суициды. Фото с epochtimes.com

    Недавно в Китае произошли очередные несколько случаев смерти школьников из-за перенасыщенной школьной программы. Национальная система образования, основанная на зубрёжке и экзаменах, снова стала предметом бурного обсуждения и критики. /epochtimes.ru/

    Китайские СМИ сообщили, что утром 10 ноября 15-летний Сюань Юньбо прямо на уроке потерял сознание. Когда приехала «скорая помощь», мальчик был уже мёртв. Сюань был одним из лучших учеников класса. Накануне смерти он до полуночи делал домашнее задание, а утром в 6 часов уже должен был вставать и идти в школу. Родители мальчика написали на сайте «Вэйбо»: «Надеемся, что родители Поднебесной не будут оказывать большое давление на своих детей».

    Вечером 13 ноября в городе Хэби провинции Хэнань мать забила свою 13-летнюю дочь до смерти за плохую успеваемость в школе. Примечательно, что 39-летняя мама девочки по фамилии Тан работала воспитательницей в частном детском саду. Отец семейства постоянно находится на заработках вдали от дома.

    6 ноября 16-летняя школьница из города Дунгуань провинции Гуандун выпрыгнула из окна своей школы и разбилась насмерть.

    Самоубийство как способ избавиться от учёбы

    Самоубийства в Китае входят в первую пятёрку основных причин смерти людей. По официальной статистике Комиссии планирования семьи при Министерстве здравоохранения КНР, ежегодно в Китае кончают жизнь самоубийством около 500 школьников. При этом попытки самоубийств совершают несколько десятков тысяч детей, большинство из которых девочки.

    В 2013 году специализированная исследовательская группа из города Нанкина опросила 900 учащихся нескольких начальных и средних школ. В результате оказалось, что 35% из них периодически думают о самоубийстве, а 4% думают о совершении суицида постоянно.

    Результаты аналогичного опроса в Шанхае также оказались неутешительными. У 24,39% шанхайских школьников возникала мысль покончить с собой. Серьёзно размышляли о суициде 15,23% опрошенных, 5,85% планировали самоубийство, а 1,71% пытались совершить суицид.

    Среди главных причин — слишком большая учебная нагрузка, о чём нередко пишут доведённые до отчаяния школьники в своих предсмертных записках.

    Экзамены-убийцы

    В опубликованном властями КНР в 2014 году отчёте под названием «Синяя книга просвещения» говорится, что больше половины самоубийств школьников в стране происходит во второй половине года, когда в школах проходят экзамены.

    Китайские специалисты указывают на то, что самоубийства школьников обнажают явные недостатки в национальной системе образования, которая совсем не обращает внимания на процесс обучения, а приветствует только конечный результат в виде экзаменационных оценок.

    В «Синей книге» говорится, что очень многие школьники совершают суициды из-за плохой успеваемости или снижения успеваемости. В системе, которая опирается исключительно на результаты экзаменов, принимаются только хорошие оценки, что и создаёт сильное давление на учащихся.

    В частности всплеск самоубийств школьников в КНР наблюдается в период государственных экзаменов (гаокао) в июне. Этот период, во время которого нервное напряжение учащихся достигает пика, называют «чёрный июнь».

    «Сейчас в нашем обществе уделяют большое внимание оценкам. Родителям, у которых нет хороших связей, приходится очень трудно, и они могут только увеличивать требования к своим детям», — поясняет Ло Мэйхуа, преподаватель средней школы в провинции Хунань.

    Китайский профессор истории Лю Иньцюань считает, что ситуацию усугубляет растущее в стране социальное расслоение. По его словам, большинству рядовых граждан очень трудно достичь успеха в таком обществе, и поэтому они усиливают требовательность к своим детям в надежде, что те смогут пробиться вверх по социальной лестнице.

    Дискриминация по уровню образования

    В Китае с самого рождения ребёнка начинают активно готовить к государственным экзаменам, от результатов которых, как считается, зависит вся дальнейшая жизнь человека. Нет хороших баллов на экзамене, значит, нет будущего. Делается эта подготовка с присущим китайцам максимализмом и крайностями.

    Многие дети буквально живут в школах, где они кроме обычных уроков вынуждены посещать множество дополнительных занятий. Но даже после возвращения домой их ждут объёмные домашние задания.

    Под хорошим будущим в Китае понимают работу в офисе либо собственный бизнес. Считается, что рабочие специальности годятся для низкосортных людей, так как они являются низкооплачиваемыми. Поэтому учащихся, которые не смогли поступить в вуз, а пошли учиться в профтехучилища, в китайском обществе также считают второсортными людьми.

    Китайские СМИ сообщают, что в настоящее время рынок труда в стране пересыщен соискателями работы с высшим образованием, при этом наблюдается острая нехватка специалистов технических профессий.

    Высокие баллы и низкие способности

    Стремление получить высокий результат на экзаменах породило множество выпускников с высокими баллами и низкими способностями.

    По результатам исследования аналитической организации «Национальная оценка прогресса в образовании» (NAEP), проведённого в 21 стране, китайские дети заняли первое место по математическим способностям и последнее место по способности к воображению, а также пятое место с конца по креативности мышления.

    Ежегодно около двух тысяч китайцев получают в США степень доктора наук. Это наибольшее количество среди неамериканских граждан. Однако, по оценкам американских специалистов, способность к творчеству и нестандартному мышлению у китайских учащихся крайне низкая.

    Всё это результат того, что китайская система образования уделяет внимание зазубриванию готовых ответов, а не самостоятельному поиску этих ответов, и тем более не развитию самостоятельного и независимого мышления. В свою очередь упор на экзаменационные оценки приводит к тому, что у учащихся нет стимула вникать в изучаемый предмет и делать собственный анализ. Им достаточно зазубрить экзаменационные билеты, получить нужную оценку, и можно сразу всё забыть.

    Влияние политического строя

    Значительное влияние на способность к творчеству китайцев оказывает и государственный строй. Коммунистическому режиму не нужны люди с независимым мышлением, способные к самостоятельному анализу событий. Партии нужны граждане, искренне и безусловно принимающие реальность такой, какой её представляет правительство.

    Поэтому власти КНР не спешат проводить реформу системы образования, несмотря на многочисленные призывы к этому со стороны китайской интеллигенции.

    «Свободное мышление является основой творческих способностей человека. Раньше, когда я в Пекине проводил семинары для преподавателей вузов, я часто говорил им, что именно состояние китайского общества и система образования привели к тому, что китайцы не могут ничего создавать. В первую очередь это связано с тем, что люди утратили свободу мышления», — говорит китайский профессор Сунь.

    Он также пояснил, откуда у китайцев хорошие математические способности: «В современном Китае, в отличие от древнего, главный упор делается на изучение естественных наук. Таким образом, мышление людей зацикливается на материальных благах. Они заняты только подсчётом мелких личных материальных выгод, что и развивает способности к математике. Но при этом у них совсем нет более высокой мудрости, они не задумываются о вопросах существования человека, как частицы Вселенной, и смысле жизни, как это делали предки».

    Оцените статью:1 - плохо, не интересно2 - так себе3 - местами интересно4 - хорошо, в общем не плохо5 - супер! так держать! (2 голосов, среднее: 5,00из 5)
    Loading...

    Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

    Спецтемы:


    5
    Top