Все новости » Мнение » Интервью » Сангита Даш — танцовщица, которая не хотела танцевать

Сангита Даш — танцовщица, которая не хотела танцевать



/epochtimes.ru/ Нашу собеседницу зовут Сангита, она из Ориссы (штат в Индии), известная танцовщица, много снималась в кино, учительница танца стиля Одисси, хореограф, ведёт активную концертную деятельность. Ученики, коллеги и поклонники уважительно называют её Шримати Сангита.

— Сангита, расскажите, пожалуйста, о себе читателям «Великой Эпохи».

Сангита: Вы знаете, я стала профессиональной танцовщицей, не имея особого интереса к танцам, всё случилось само собой.

Моя мама говорила, что я начала ходить только в 3 года, и не потому, что были проблемы со здоровьем, а потому что была очень ленивой, ничего не хотела делать, даже ходить. Наверное, я уже тогда знала, что наработаюсь ещё.

В 1973 году, когда мне исполнилось 7 лет, родители пригласили учителя заниматься с нами музыкой — со мной и двумя моими сёстрами (нас было четверо детей в семье). Учитель хорошо пел и танцевал, как выяснилось, он был танцором. Он предложил родителям, чтобы мы занялись танцами. Мы тогда не очень понимали различие между этими двумя видами искусства и согласились. Он нас научил основным движениям индийского классического танца, мы разучили три танца. Все отметили, что мой танец отличался от других, всем очень нравилось, как я танцую. Однако уже через полчаса после начала занятий я подбегала к окну и пряталась за шторой, настолько была ленивой, мне не хотелось трудиться.

Через три месяца мама сказала учителю, что не видит смысла в обучении танцам, мол, карьеру на этом не сделаешь, и попросила его учить нас музыке. Он отказался. Я была рада — никаких танцев больше, никакой музыки. Свобода!

Мы жили в пригороде, мой отец был инженером и работал в энергетическом университете, мама — домохозяйка. Все сотрудники и преподаватели университета жили там с семьями, образуя что-то вроде колонии. Женщинам было скучно, они решили создать клуб и открыли музыкальную и танцевальную школу, пригласив преподавателей. Я пошла на музыку.

Однажды на праздник задумали устроить концерт, и мама сказала учителю танцев, чтобы он посмотрел, как я танцую. Он был очень впечатлён и сказал, что у меня талант и что мне надо заниматься танцем. Но тут моего отца перевели в другой город, надо было уезжать. Тогда моя бабушка, которая была очень артистичной и любила искусство, сказала маме: «Отдай мне Сангиту, у тебя есть ещё трое, я сделаю из неё профессиональную танцовщицу». Мама согласилась, и мне пришлось остаться с бабушкой. Тут начались мои мучения.

Каждое утро бабушка заставляла меня заниматься танцами — с 6.00 до 10.00. Бабушка была очень строгой, учитель — ещё строже, он даже бил меня и довольно часто за любую оплошность. После этого у меня поднималась температура. Так продолжалось почти 3 года, это было очень тяжёлое время. К тому же я скучала по моим родителям. Мама много раз хотела забрать меня, но бабушка начинала плакать и говорила, что умрёт без меня. Позже она рассказала мне, что была очень расстроена, когда я родилась — вторая дочь в семье (а это большие расходы в будущем на замужество), все ждали мальчика, по индийской традиции. Когда я родилась, мне дали имя Асмита, но бабушка потом назвала меня Сангита — это имя означает «красота, танец и драма», она надеялась, что если я стану артисткой, то замуж не выйду, и тогда не нужно будет тратиться на свадьбу.

Сангитареп-11

Сангита в возрасте 7 лет. Фото предоставлено Сангитой Даш.

Сангита в возрасте 7 лет. Фото предоставлено Сангитой Даш.

— Вы выступали перед публикой в то время?

Сангита: Да, часто и много, ведь в Индии много праздников, меня везде приглашали — всем нравилось, что я такая маленькая, а уже так хорошо танцую. Я тогда была очень серьёзной и сосредоточенной и не улыбалась, когда танцевала. Родственники, сидевшие в первых рядах, шептали мне: «Улыбайся, улыбайся!» Тогда я начинала улыбаться, но переставала танцевать. Одисси — сложный танец, он отличается от других традиционных школ. В этом виде танца выразительность достигается не только за счёт танцевальных движений, но и с помощью мимики, танцор должен обладать навыками актёрской игры, чтобы выражать свои эмоции. Кроме того, нужно выполнять много сложных мудр, меняя их очень быстро. Каждое движение имеет смысл, каждому соответствует определённая мудра. Таким образом, всё тело должно быть очень пластичным, от кончиков пальцев ног до кончиков пальцев рук.

У моего учителя был гуру — Шри Деба Прасад Дас, знаменитый танцор, который и создал стиль танца Одисси, основываясь на древних писаниях, изучая скульптуры в древних храмах, изображающие отдельные элементы храмовых танцев. Однажды меня представили ему, и он похвалил меня. С тех пор время от времени он давал мне советы, показывал различные движения, много деталей и тонкостей. Он учил меня манерам и мимике уттама — людей высшего сословия и уровня духовности, чтобы, танцуя, я вела себя не как женщина среднего сословия (мадхъяма) и тем более не низшего (атхама). От этого зависит взгляд, улыбка, мимика, жесты, движения, эмоции…

Сангитареп-13

Сангита в возрасте 10 лет. Фото предоставлено Сангитой Даш.

Сангита в возрасте 10 лет. Фото предоставлено Сангитой Даш.

Между тем мой учитель продолжал бить меня время от времени. Однажды у меня сильно болел глаз, я не могла танцевать, каждое движение причиняло боль, но он заставил меня, и я сделала ошибку в движении — тогда он ударил меня прямо по больному глазу. Тут я не выдержала и сказала, что больше не буду заниматься с ним, он очень рассердился и отказался меня учить.

Но я не бросила занятия, как в детстве, а поехала к гуру Шри Деба Прасаду и рассказала ему всё. Он вызвал моего учителя и строго поговорил с ним, но тот остался непреклонен. Тогда гуру сам начал заниматься со мной, и я узнала все тонкости стиля Одисси из первых рук. Это был замечательный и талантливый человек, он чувствовал каждое движение, каждый жест, как будто сам был воплощением танца. Я была очень рада и благодарна ему. Я училась у него 6 лет. Но гуру внезапно умер, я была очень расстроена, не знала, что делать, и решила оставить танцы. Но тут приехал мой первый учитель и велел мне продолжать, так мы снова стали с ним заниматься.

В то время я получила поддержку от делийской академии музыки, танца и драмы «Сангит Натак Академи» (Sangeet Natak Akademi). Оказалось, что мой гуру написал им обо мне, и они приехали в Ориссу, разыскали меня и вручили первую в моей жизни награду. Это очень престижная награда. Тут я хотела бы отметить, что моя мама была религиозной женщиной и всегда учила меня быть скромной и не гордиться своими успехами и способностями, потому что всё это делает бог, говорила она. Это очень помогло мне правильно ко всему относиться и не гнаться за славой и выгодой. Позже я получила много наград, кинематографических тоже, но не гордилась и не чинилась, потому что знала, что я просто инструмент бога.

Сангитареп-12

Сангита Даш. Фото предоставлено Сангитой Даш.

Сангита Даш. Фото предоставлено Сангитой Даш.

— А как вы начали сниматься в кино?

Сангита: Однажды мне предложили сняться в фильме «Дора», после этого я получила много предложений и стала довольно знаменитой, потому что могла не только играть, но и танцевать, и петь, что для индийских фильмов очень важно. Так продолжалось лет 7, 8, потом я почувствовала, что не хочу больше этим заниматься, и оставила кино, решив сосредоточиться на танце.

— Расскажите о вашей концертной деятельности.

Сангита: Меня включили в список артистов, участвующих в концертных программах, фестивалях и различных торжествах, и в группу культурного международного обмена. Первый раз я выехала с концертом в Северную Корею и Китай в 1991 году. Это была интересная поездка. Нас пригласили на большой фестиваль в Северной Корее, туда съехались артисты из 60 стран. Мы жили в огромном отеле, где впервые увидели эскалатор и другие новшества. Главной проблемой для нас была еда. Мой учитель скрупулёзно соблюдал все традиции и ел только национальные блюда Ориссы, причём соблюдал посты и т.д. Организаторы услужливо спрашивали нас, что бы мы хотели заказать на обед, не хотим ли мы рыбы? Мы согласились. Принесли рыбу в большом блюде с полупрозрачной водой и сказали, что это суп. Рыба была как живая, фиолетового цвета, мы долго смотрели на неё, но так и не отважились съесть. Потом нам принесли «курятину», все были в шоке — это была целая курица, с головой и всем прочим, но без перьев, казалось, что она смотрит на нас. Снова мы остались голодными. Тогда мы стали заказывать только вегетарианские блюда.

Публика встречала нас очень хорошо. В Китае мы были первыми индийскими танцорами, которые приехали с гастролями, на наши выступления приходило огромное количество народу, целыми семьями, было очень много детей.

Мы побывали с концертами и в России, было очень интересно. Я запомнила один эпизод, когда во время выступления отключили свет, но организаторы не растерялись и приставили ко мне человека с фонарём. Он не успевал за моими движениями, и я, то погружалась во тьму, то выныривала на свет фонаря.
От всех этих поездок осталось много впечатлений.

Сангитареп-4

Макияж перед концертом. Сангита Даш. Фото: Татьяна Виноградова/Великая Эпоха

Макияж перед концертом. Сангита Даш. Фото: Татьяна Виноградова/Великая Эпоха

принт-3

              Танцует Сангита Даш. Фото: Татьяна Виноградова/Великая Эпоха

— Не сочтите вопрос неделикатным, а как сложилась Ваша личная жизнь?

Сангита: Можно сказать, что она не сложилась. Вопреки расчётам бабушки, я вышла замуж за танцора, у нас родился сын. Муж очень ревновал меня к моему успеху и популярности, был агрессивным, пил, часто устраивал скандалы и совсем не обеспечивал семью. Я забрала сына и ушла. Через некоторое время муж приехал, жил с нами некоторое время, но скандалы не прекращались, и тогда я решилась на развод. Однажды он снова приехал и попросил взять сына с собой на каникулы, и не вернул его больше. Сам он не занимался воспитанием и содержанием ребёнка, это делали его сёстры, благодаря которым я могла видеться с сыном. Сейчас он уже большой, заканчивает колледж. Я помогаю ему материально и всем, чем могу, мы много общаемся. Скоро он приедет ко мне на рождественские каникулы.

— У вас есть ученики?

Сангита: Да, я на общественных началах преподаю танец в местной школе и даю частные уроки. Я не беру маленьких детей, в основном это уже подготовленные танцоры, есть и иностранцы, среди них одна русская девушка, её зовут Ярослава.

10177976_10152401086066671_8574341258150349938_n

Сангита и её ученики — Амрита (справа) и Аниш (слева) после концерта. Фото: Сушил Патель

Сангита и её ученики — Амрита (справа) и Аниш (слева) после концерта. Фото: Сушил Патель

Помня жестокое обращение моего первого учителя, я никогда не веду себя так, я люблю моих учеников, много вожусь с ними и даже немножко балую. У нас очень тёплые отношения. Мы часто вместе выступаем, некоторые из них уже дают сольные концерты. Я очень рада этому, так как после смерти гуру поклялась продолжить его дело и распространять стиль Одисси, основателем которого он был. Когда я создаю новые танцевальные композиции, всегда помню о нём, как он двигался, говорил, улыбался. Это мне помогает.

Получилось так, что для девочки, которая не хотела танцевать, танец стал главным делом всей жизни.

Сангитареп-15

Сагита Даш. Фото: Татьяна Виноградова/Великая Эпоха

Сагита Даш. Фото: Татьяна Виноградова/Великая Эпоха

— Большое спасибо за интервью, желаем вам и вашим ученикам дальнейших творческих успехов. (epochtimes.ru)

Вас могут заинтересовать также другие интервью:

Босиком по белу свету

Учительница изобразительного искусства: «Все дети талантливы»

Новости партнеров:




Нажмите «Нравится», чтобы читать
epochtimes.ru на Facebook

Top