Секрет Гёбекли Тепе: космическое равноденствие и священный брак. Часть 1

The Epoch Times01.09.2020 Обновлено: 14.10.2021 12:54

Гёбекли Тепе — древнее и значимое место, которое отодвигает начало цивилизации дальше, чем предполагалось ранее. По мере обнаружения каждого храма в ходе раскопок на неолитической стоянке история человечества заново переписывается. /epochtimes.ru/

Один из самых интересных доисторических археологических памятников сегодня, Гёбекли Тепе находится в городе Шанлыурфа (или Урфа) в Турции. В результате научных исследований храмы Гёбекли Тепе были датированы 9600 г. до н.э., на археологическом языке это пре-керамический неолит А.

Во время строительства Гёбекли Тепе ещё не было цивилизации в нынешнем понимании, как в Шумере или Египте. Открытие древнего города вызвало сдвиг парадигмы археологии: оказывается, религия существовала ещё до возникновения сельского хозяйства и постоянных поселений, а не возникла позже, как считалось ранее.

Немецкий археолог Клаус Шмидт, руководитель раскопок в Гёбекли Тепе, считает, что этот древний город сыграл важную роль в развитии последующих цивилизаций, так же как Шумер и Египет.

Можно ли найти истоки шумерских и египетских богов и богинь в Гёбекли Тепе?

В Гёбекли Тепе раскопано множество храмов круглой и квадратной формы. Клаус Шмидт и другие учёные утверждают, что эти структуры могли использоваться для ритуалов сообразно культовым верованиям, и, вполне вероятно, что неолитические шаманы проводили ритуальные церемонии в этих загадочных храмах.

Шесть храмовых сооружений было обнаружено в результате раскопок, проводимых с начала 1995 года. В 2015 году выявлено ещё несколько. Храмы были обозначены как A, B, C, D и т.д.

Общими характеристиками для всех храмов являются две Т-образные колонны, расположенные в центре, и 10 или 12 колонн вокруг. Высота колонн колеблется от 3 до 6 метров. Такие колонны находили не только в Гёбекли Тепе, но и в других близлежащих населённых пунктах эпохи раннего неолита — Невалы-Чори, Хамзан Тепе, Тепе Сефер и Карахан Тепе.

Почти на всех колоннах в Гёбекли Тепе высечены рельефы животных: змеи, лисы, кабана, цапли и других существ. Помимо этого также обнаружены тотемы и подписанные таблички.

Мы видим также неоднозначные символы на некоторых колоннах, среди них «Н» и «I», а также несколько символов Солнца и Луны, сообщил Шмидт. Символы Солнца и Луны, выгравированные на центральных колоннах в храме D, весьма примечательны. Луна изображается как полумесяц, а солнце изображается с полостью в центре. Некоторые из этих символов, несомненно, могут помочь раскрыть тайны Гёбекли Тепе.

Астрономическое назначение этих символов не вызывает сомнений. Возможно, храмы в Гёбекли Тепе были построены как обсерватории для наблюдения за небесными объектами, такими как планеты и созвездия.

Итальянский археолог и астроном Гиуглио Мальи из Политехнического университета Милана считает, что храмы в Гёбекли Тепе, возможно, были построены для наблюдения за Сириусом, самой яркой звездой в ночном небе. Он полагает, что люди раннего неолита могли праздновать рождение новой яркой звезды.

Астроном Б. Сидхарт предположил, что 12 колонн, расположенных в центре Храма D, символизируют 12 месяцев года. Он также считает, что знак «Н» на одной из центральных колонн символизирует созвездие Ориона, а символы Луны и Солнца — солнечное затмение. По словам Шмидта, однако, знак «Н» характеризует отношения мужского и женского начал. Действительно, кажется, что два человека протягивают руки друг к другу.

Джо Пледж подчеркивает, что перфорированный камень в храме D, возможно, был предназначен для определения дней равноденствия и солнцестояния. Он излагает эту теорию в своей книге «Турецкий Стоунхендж: Гёбекли Тепе».

Учёные пришли к выводу, что символы «H», Солнца и Луны, изображённые на центральных колоннах, обозначают стилизованное человеческое тело. Руки и кисти видны ясно, в отличие от лица, может быть, потому, что это не люди, а боги или богини неолита. Мы видим, что руки охватывают обе стороны колонны или соединяются в области пупка. Стоячая поза, возможно, считалась особенной и даже священной. Шумерская богиня Инанна, например, изображается только в положении стоя, как и все фигуры на центральных колоннах в Гёбекли Тепе.

Точно так же огромные статуи острова Пасхи установлены в положении стоя (руки на пупке). По некоторым данным, эта поза символизирует рождение или возрождение.

Символов Солнца и Луны нет на центральных колоннах храма D в Гёбекли Тепе. Позже в истории эти знаки появились на шумерских и аккадских цилиндрических печатях и других древних произведениях искусства.

По словам историка Эмель Есин, прототюрки называли этот символ «кун-ай» (Солнце-Луна). Кун-ай имеет сакральный смысл в прото-турецкой культуре. Эмель Есин уточняет, что кун-ай обозначает первый день первого месяца весны и в то же время день весеннего равноденствия — 21 марта, когда день и ночь имеют приблизительно одинаковую продолжительность. В этот день прототюрки, как и современные турки, праздновали приход весны, пробуждение природы и возрождение земли.

Эмель Есин также подчеркивает, что Чу турки использовали этот символ на своём государственном флаге около 2000 г. до н.э. в Средней Азии, он также является основой современного турецкого флага с полумесяцем и звездой. Знак кун-ай был найден на картинах гуннских турок. Кроме того, его изображали на государственных монетах. В современной Монголии (старая прото-турецкая область) государственный флаг состоит из двух колонн и знака кун-ай.
Прото-турецкий символ кун-ай и символ Солнце-Луна в Гёбекли Тепе не только похожи — они совершенно одинаковые! На обоих символах мы видим полость в центре солнца. Нельзя сказать, что это совпадение. Эмель Есин считает, что полость в центре знака Солнца означает приход весны, возрождение природы и плодородие.

Доктор Кэти Бернс считает полумесяц со звездой символом плодородия, об этом она написала в своей работе «Скрытые тайны Восточной Звезды». Похожие полумесяц и звезду можно увидеть на храмовых изображениях Афродиты и на древних кипрских монетах. Как известно, Афродита — это греческая богиня любви, красоты и плодородия. Она ассоциируется с шумерской богиней Инанной. Кроме того, один из символов Инанны — также полумесяц и звезда. Лакота индейцы использовали полумесяц со звездой для определения солнечного затмения.

Гёбекли Тепе — одно из самых важных археологических открытий нашего времени — по-прежнему не поддаётся объяснению. Считается, что это первый храм в мире, созданный человеком. Новые исследования могут помочь разгадать эту древнюю загадку.

Источник: Ancient Origins