Все разделы
Велика Эпоха мультиязычный проект, эксперт по Китаю
×
Все новости » Мнение » Интервью » Сергей Оганесян: Понятие «религиозного экстремизма» нужно убрать из правовой регламентации закона об экстремизме

Сергей Оганесян: Понятие «религиозного экстремизма» нужно убрать из правовой регламентации закона об экстремизме


В связи с разразившимся скандалом вокруг запрета сборника коранических текстов, который инициировал Рамзан Кадыров, в обществе был поднят давно назревший вопрос о недопустимости признания экстремистскими религиозных текстов. /epochtimes.ru/

В силу своей чрезвычайной важности вопрос об изменении ряда законов Уголовного Кодекса РФ нуждается в инициировании, которые позволяют привлекать к уголовному преследованию тексты практически всех Священных Писаний.

В интервью с корреспондентом газеты «Великая Эпоха» эксперт Комитета по общественным движениям и религиозным организациям, профессор Сергей Саядович Оганесян затронул вопросы понятийного смысла юридического термина «религиозный экстремизм», и почему конституционную формулировку, предоставляющую свободу вероисповедания, дающую гражданам право «действовать в соответствии» со своими «религиозными убеждениями», следует признать недостаточно продуманной.

— Сергей Саядович, в своей статье, опубликованной в последнем номере журнала «Представительная власть» Вы даёте обозначение термину «религиозный экстремизм». В чём, по-вашему, состоит самая большая ошибка в трактовке закона «О противодействии экстремистской деятельности»?

С.О.: В законе об экстремистской деятельности говорится, что «религиозный экстремизм означает публичное оправдание терроризма или иной террористической деятельности, возбуждение социальной расовой национальной и религиозной розни, пропаганда исключительности» и т. д. В своей статье я раскрываю аспекты, касающиеся «пропаганды исключительности превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной расовой национальной религиозной или языковой принадлежности».

Ведь каждая религия говорит о своём превосходстве над всеми остальными и пытается убедить в этом всех без исключения. В Новом Завете говорится, что «если ты будешь следовать тому вероучению, которое я предлагаю, то ты избавишься от тягот, забот, болезней и приобретёшь душевное спокойствие», ведь ни одна из религий не говорит о том, что ты можешь исповедовать и всё остальные. Каждая из них говорит о своём превосходстве, о своей исключительности для судеб людей.

Я считаю, что опрометчиво религию и религиозный признак включили в закон об экстремистской деятельности в 2002 году, и также в Уголовный кодекс РФ, потому что ст. 280 и 282 говорят также и о религиозном экстремизме. Мы будем добиваться того, чтобы исключить из правовой регламентации понятие «религиозный экстремизм». Потому что это, с одной стороны, противоречит Конституции, гарантирующей право на свободу совести и вероисповедания, с другой — я повторюсь, любая вера говорит о своём превосходстве над всеми. Это противоречие необходимо устранить, но устранять не волевым решением, а с помощью закона.

— Сейчас маховик уже запущен, за 13 лет список экстремистской литературы произрастает всё новыми названиями. Как Вы думаете, может ли Конституционный суд исправить совершённые судебные ошибки?

С.О.: Нет, Конституционный суд может только указать на имеющиеся противоречия между конституцией и законом, но она не может изменить сути самих законов. А Госдума может просто убрать это противоречие, исправить ошибку.

Никому не нужно доказывать очевидное, что веками религия оказывала величайшее влияние на историю человечества. На значительном историческом промежутке времени религии играли основную мировоззренческую роль для жизнедеятельности людей. Они давали нормы и правила поведения людей, предопределяли их жизнь и быт. Начиная с эпохи просвещения, ситуация изменилась. Теперь уже человеческий разум стал формировать и формулировать законы своего бытия. Даже законы Древнего Рима — и те строились строго по религиозным традициям и обычаям предков.

— Почему же со временем Священные Писания или правила перестали влиять на общество, на поведение людей? Можно ли это связать с утерей веры в Бога?

С.О.: Скажем так, изменились условия жизни. Нормы Нового Завета были прописаны 2 тысячи лет назад, есть более древние Священные Писания, написанные более 3,5 тысяч лет. Ведь когда пришёл Иисус, он сказал, что «я дам вам Новый Завет взамен Старого Завета уходящего», и Коран говорит, что «на каждый временный предел есть своё писание, свои заветы, что мудростью Аллаха сочтены».

Вы спросите, почему все законы Торы давались людям на вечные времена. Потому что, если бы было сказано, что они ограничены временем, действуют до определённого срока, то в таком случае кто бы их стал исполнять? Здесь необходимо было учитывать ментальность людей той эпохи. Со временем законы переставали удовлетворять велениям новых времён, изменившимся условиям жизни людей.

Если вовремя не менять законы, то они начинают работать во вред стабильности, мира и безопасности страны. С течением времени по мере интеллектуально-ментального развития людей произошёл неизбежный переход человечества от религиозных ментальных цивилизаций (язычества и единобожия) к цивилизации «научного мировосприятия», где собственный разум (интеллект) людей станет наиважнейшим средством регулирования практически всех аспектов их жизнедеятельности, включая нормотворчество. И об этом неизбежном переходе, кстати, говорят многие Священные Писания, включая такие известные, как Тора, Новый Завет и Коран.

— Вы подтверждаете, что во всех Священных Писаниях есть признаки религиозного экстремизма?

С.О.: Нередко приходится слышать не только о бескомпромиссности, безапелляционности и даже жестокости многих Священных Писаний по отношению ко всем иным религиозным верованиям и убеждениям, но и о том, что тексты практически всех Священных Писаний подпадают под действие Федерального Закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ«О противодействии экстремистской деятельности». Нужно понимать причины возникновения религиозного экстремизма и терроризма и показать, что они являются исторически оправданной и неотъемлемой частью любой религии, и что экстремистская сущность религий имеет свою специфику в каждой из ментальных цивилизаций.

Современное российское законодательство не учитывает специфику религии как особого ментального явления, на протяжении тысячелетий влиявшего практически на все сферы жизнедеятельности людей и не утратившего своего влияния на умонастроение людей и до сегодняшнего дня.

В названном Законе под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается деятельность, направленная на изменение основ конституционного строя РФ. А именно: «публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии… публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.

Возьмём несколько отрывков из текста Торы, которые можно с точки зрения названного Закона, действительно назвать откровенно экстремистскими:
«Соблюдайте же все установления Мои, все законы Мои и исполняйте их, дабы не исторгла страна, в которую Я веду вас, чтобы жить вам в ней. И не ходите по обычаям народа, который Я изгоняю от вас; они всё это делали и возгнушался Я ими. И сказал Я вам; вы завладеете землёй их, и я отдам её вам в наследие, страну, текущую молоком и мёдом» (Ваикра 20 Кдошим22-24).

Обратите внимание на первое предложение: «Соблюдайте же все установления Мои, все законы Мои и исполняйте их, дабы не исторгла страна, в которую Я веду вас, чтобы жить вам в ней».

С точки зрения выразительных средств синтаксиса русского языка, перед нами предложение, части которого связаны подчинительными союзами. Общеизвестно, что подчинительные союзы — это союзы, которые объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Причём союз «дабы», который требует соблюдения «законов и установлений», совершенно однозначно выражает именно значение следствия:«дабы не исторгла страна, в которую Я веду вас».

Таким образом, перед сынами Израиля не оставляется альтернативы. Они обязаны соблюдать всё, что требует от них их Бог, для того чтобы страна, «текущая молоком и мёдом», не исторгла их, т. е. налицо внушение всем людям, не подчиняющимся нормам и правилам, данным всесильным Богом Израиля в Торе, как к «неполноценным».

Конечно, высказывания Корана во многом, так же как и Нового завета, и Торы с точки зрения ментальности нашего современника, действительно, экстремистские, но осуждать их за это никак нельзя, потому что они имеют не только великое историческое, но и культурологическое значение. Их влияние на развитие ментальности людей невозможно переоценить.

Это всё равно, что осудить за экстремизм все тексты Древнего Египта, мифы Древней Греции. Даже Тараса Бульбу можно осудить за то, что он говорил о превосходстве одного народа над другим. Всем понятно, это была определённая историческая эпоха. Сейчас люди вступили в принципиально новое время, когда говорим о толерантности не просто как о терпении (изменилось значение слова толерантность), а как о принятии того, что другой человек может думать и жить несколько по-иному, но, разумеется, в рамках того законодательства, которое существует в стране проживания или пребывания.

Если посмотреть с другой позиции — ведь, скажем, Тора — это закон Моисея, это определённые нормы и правила поведения; Иисус оставил закон Божий; Коран немыслим без Шариата, а кто сегодня в нашем государстве может жить по закону Шариата? — никто, мы обязаны подчиняться законам РФ.

Мы все равны перед законом начиная от президента до простого рабочего. Все обязаны подчиняться нормам и правилам жизнедеятельности, законодательно принятым в РФ.

Я могу идти молиться в мечеть, или в церковь или в синагогу, могу дома молиться без всяких ограничений, могу заниматься упражнениями, йогой или цигун, в том числе и Фалуньгун, который я считаю полезным для здоровья. При этом я же не призываю к насильственному свержению государственного строя. Поэтому все эти моменты необходимо учитывать при разработке законов.

Я считаю, что никто не может пойти против закона, если закон принят. Но понятие «религиозного экстремизма» нужно убрать из правовой регламентации в законе об экстремизме. Тем самым исправить главную ошибку и снять социальное напряжение в стране, что мы и предлагаем сделать.

— Вы думаете, что встретите поддержку среди депутатов?

С.О.: Мы уже начали инициировать вопрос. Вскоре, мы надеемся, об этом выйдет статья в Парламентской газете. Поскольку более 20 лет занимаюсь сравнительно-сопоставительным изучением религиозных воззрений, я связал всё это с перспективами развития всего человечества. Сейчас мир интегрирован, нас на планете около 7,5 млрд людей, и мир один, Земля одна на всех. И нужно с пониманием принимать разнообразие мнений, позиций, взглядов, концепций, своеобразие обычаев и культурных традиций как данность новой ментальной эпохи «научного мировосприятия».

Вы знаете, я думаю, что встречу понимание в Думе, потому что то, о чём я говорю — выгодно всем. И христианской церкви в том числе, поскольку тексты Нового Завета далее не будут подвергаться осуждению за то, что они говорят о превосходстве вероучения Иисуса Христа («Всё, что не отец мой насадил, искоренится; сухие ветви срезают и бросают в огонь; негоже бросать хлеб псам, пока дети не накормлены» — Иисус).

Сложно сказать, сколько времени это займёт, поэтому необходимо поднимать общественное мнение и не только публикациями в газетах, в научных журналах. Думаю, это займёт определённый промежуток времени, пока пройдёт обсуждение в комитетах, поставят на голосование в Государственной Думе, в Совете Федерации, пока подпишет президент.

— Знаете ли Вы противников этой инициативы?

С.О.: Несомненно, существуют люди, которые преднамеренно провоцируют проблему религиозного экстремизма и тем самым угрожают стабильности и безопасности Российского государства. Это выгодно или врагам России или же абсолютно бездумным недалёким людям.

Оцените статью:1 - плохо, не интересно2 - так себе3 - местами интересно4 - хорошо, в общем не плохо5 - супер! так держать! (2 голосов, среднее: 5,00из 5)
Loading...

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Спецтемы:


1
Top