Слияние крупных перевозчиков выявило проблемы реформы госпредприятий в Китае
Два государственных гиганта по контейнерным перевозкам ― China Ocean Shipping (COSCO) и China Shipping Group ― ведут переговоры по слиянию, чтобы создать четвёртую по величине в мире компанию в этой области. Это слияние ― часть плана компартии по реформированию госпредприятий, с целью сделать их более конкурентоспособными на международном рынке. /epochtimes.ru/
Хотя компании обсуждают сделку уже несколько месяцев, пока неясно, произойдёт ли объединение. В китайском государственном секторе множество социальных, политических и экономических подводных камней, которые тормозят усилия по модернизации и оптимизации.
Гиганты по перевозкам
COSCO и China Shipping несколько месяцев обсуждают объединение контейнерных перевозок, работы танкеров, доставки сухого груза и портовых операций.
Две компании владеют 330 контейнерными судами, на которые приходится 8% международных перевозок. Вместе они уступают только датскому гиганту Møller-Maersk, швейцарской Mediterranean Shipping Co и французской CMA.
За последние пять лет две китайские компании понесли убытки в размере $911 миллионов, пишет лондонская компания Drewry Shipping Consultants, специализирующаяся на аналитике перевозок.
Китайские власти также хотят объединить два других государственных перевозчика ― Merchants Energy Shipping. and Sinotrans & CSC Holdings.
Резкое снижение объёма перевозок
Объединившиеся COSCO и China Shipping займут 73% китайского рынка, сообщил инвестиционный банк Jeffries. Образование такой монополии даст возможность новой компании повысить стоимость перевозки вывозимых из Китая грузов.
Стоимость контейнерных перевозок резко упала в последние годы из-за снижения предложений. Многие торговые маршруты стали невыгодными.
Шанхайский индекс контейнерных грузов, оценивающий стоимость доставки грузов из Китая за рубеж, 20 ноября составил $484 за TEU (двадцатифутовый эквивалент). Это самый низкий показатель за 2015 год и в два раза ниже, чем в конце 2014 года ($1000 за TEU). TEU ― единица измерения вместимости грузовых транспортных средств.
Средняя цена за TEU из Китая в Европу равна $409. При этом безубыточной даже при низких ценах на бензин считается отметка в $800, сообщает Drewry.
Слияния среди крупных компаний по перевозкам ― редкое явление. Но объединение COSCO-China Shipping может положить начало новой тенденции. Сингапурская компания Neptune Orient Lines ведёт переговоры о продаже с французской CMA.
«Я думаю, впервые за 10 лет мы стоим перед лицом новой волны слияний, потому что рынок очень слабый», ― заявил в интервью Wall Street Journal Сорен Скоу, глава компании Maersk Line.
Объединение госкомпаний
Китай в начале этого года объявил о реформе в раздутом и непродуктивном госсекторе.
Новые компании, образовавшиеся после слияния, будут организованы как холдинговые компании. Основной упор сделан на увеличение прибыли и получение большего частного финансирования за счёт первичного размещения акций.
В этом году Китай объединил два крупнейших производителя железнодорожного оборудования, чтобы повысить конкурентоспособность на международном рынке с General Electric и с французской Alstom SA.
Слияния запланированы и в других областях. Пекинские власти планируют объединить грузовые операции Air China, China Southern Airlines, and China Eastern Airlines. Переговоры продолжаются, и не исключено также слияние пассажирских услуг нескольких китайских государственных авиалиний.
У китайских властей две цели. Первая: к 2020 году увеличить долю прибыли для компартии с 15% до 30%. Часть этих средств можно использовать для пенсий быстро стареющего населения Китая, значительная доля которого работала на госпредприятиях. Вторая: стать конкурентоспособными с иностранными компаниями, увеличить инновации и отчётность, чтобы оживить падающую экономику.
Подводные камни
Однако объединение госпредприятий выглядит просто только на словах.
Переговоры COSCO и China Shipping затянулись, потому что они не знают, как решить проблему с дублирующимися перевозками без сокращения рабочих мест. Сохранение рабочих мест ― важный аспект для китайских властей, которые озабочены социальной стабильностью и репутацией компартии.
У COSCO и China Shipping есть частные совладельцы, которые должны одобрить слияние. Инвесторы, находящиеся вне влияния Пекина, владеют 45% COSCO и 53% China Shipping Container Lines.
По сравнению с другими госкомпаниями у двух перевозчиков высокий процент долевого участия. С точки зрения частных неосновных владельцев, в условиях текущей экономической ситуации в Китае объединение без сокращения рабочих мест обречено на провал.
Версия на английском
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать