Все новости » История коммунизма » Советская школа. Идеология вместо нравственности

Советская школа. Идеология вместо нравственности



Идеология вместо нравственности

23 января (5 февраля) 1918 года были приняты Постановления Наркомпроса «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», а также «Об упразднении должностей законоучителей всех вероисповеданий». Таким образом, школа стала светской, а воспитательные функции приняло на себя государство.

Этот шаг был невероятным для родителей и педагогов того времени, и он сразу же вызвал бурную реакцию.

Во-первых, в деревнях крестьяне перестали отдавать своих детей в школы, т. к. там не учили Закону Божьему.

Во-вторых, посыпались письма от учителей и возмущённой общественности в Наркомпрос и лично товарищу Луначарскому.

Даже спустя 9 лет (1929 г.) письма продолжали поступать. Предлагаем выдержки из нескольких обращений вашему вниманию.

Публикуемые письма хранятся в РГАСПИ, в личном фонде А. В. Луначарского (Ф. 142) и воспроизводятся с сохранением стилистических особенностей источника, сохраняется орфография оригинала для передачи духа эпохи.

«Пожалейте же наших детей, не воспитывайте их в духе безбожия…»

… Товарищ Луначарский! Не забывайте, что школа для просвещения детей, а не для развращения, ибо если ребенка в семье воспитывают родители в духе: веры, любви и братства, а в школе будут внушать ребенку, что божки ваши лгут, так как никакой веры — нет!, Бога — нет!, совести — нет!, и ничего святого — нет!; то это будет не просвещение ребенка, а именно развращение (уже цветочки такого просвещения у нас налицо, а ягодки еще впереди). Вы хвалитесь, что надо пытаться искоренять религию в более раннем возрасте, значит внушать ребенку, что он не человек, а животное, т. к. одни только животные, как неразумные, живут, не признавая никакой религии, ибо не знают, что такое совесть? Вы пишете, что дети приносят в школу ту или другую религию потому что это ему навязывает его семья, а школа внушает детям все противорелигиозное и вот тут то дети (несчастные дети!) становятся между двух огней — не зная кому верить? и что бывает так, что дети начинают ненавидеть и школу и его государство.

Верно! Товарищ Луначарский! Большая половина детей уже ненавидит школу за то, что она не преподает им Закона Божьего и за то, что учителя преследуют их за посещение Храмов Божьих, запугивая их увольнением из школы.

Потом Вы пишете: Религия — этическая система, школа должна столкнуться по линии воспитания ребенка, разъясняя ему всю лживость религиозной морали и что как мало под влиянием религии изменяется человек в сторону высшей нравственности, ошибаетесь, товарищ Луначарский! Ибо только верующий человек религиозный, сохраняет у себя совесть, а потому у него и может развиться именно высшая нравственность; человек неверующий, не признающий никакой религии — есть не человек, ибо совести у него нет, а потому, например: убить родного отца, родного брата и кого бы то ни было в настоящее время — это мечта. Где же у такого человека может развиваться высшая нравственность? Ведь это — человек-зверь. В заключение скажу Вам, товарищ Луначарский: школа должна детей просвещать, а не развращать.

Пожалейте же наших детей, не воспитывайте их в духе: безбожий, безверия, неуважения, безнравственности и хулиганства — ибо это позорно и весьма опасно.

Верующий христианин, имя ему Легион.
P. S. Под этим письмом подпишется всякий верующий христианин — так что это есть Голос и ответ всех православных христиан.

3 апреля 1929 г.
РГАСПИ. Ф. 142. Оп. 1. Д. 625. Л. 10-12об.

«Я старуха хочу у вас узнать истину новой жизни…»

Прошение А. В. Луначарскому от гражданки Волочковой

Товарищу Председателю Наркомпроса А. В. Луначарскому.
Гражданки — бывшей учительницы Пелагеи Федоровны Волочковой, живущей в деревне Колодезях Павлиновской волости Смоленской губернии

Прошение

Я гражданка Российской Социальной Советской Республики горький пролетарий — Пелагея Феодоровна Волочкова 30 лет бывшая учительницею, желаю просить товарища Председателя умную голову Российской республики, объяснить мне: как можно выработать совесть человека без религии? В школе занятия без религии не представляю. Я знаю хорошо педагогику и дидактику. Они хорошо помогают при преподавании в развитии детской души и ума исключительно, но выработать совесть у ребенка, там нет способов для этого.

Основание выработки совести у человека — религия; я тридцать лет работала в школе и вырабатывала совесть у детей при помощи религии. Она главный аргумент нравственной жизни человека; без религии нет нравственной жизни человека, потому что человек состоит из души и тела; питание тела жизнь животная; питание души — жизнь нравственная, основанная на религии. Без религии душа голая без пищи. Светские книги дают развитие уму, а сердце не трогают, следовательно, человек бывает груб — подобен дереву.

Многоуважаемый председатель, пожалуйста, объясните мне, почему теперь в школах изгнана религия, и чем заменена она для выработки нравственной жизни человека. Я старуха 65 лет; много видела на свете и много испытала, а потому хочу от Вас узнать истину новой жизни. Читала я Канта, Гегеля, Дарвина; эти мыслители не отвергли существование Бога. Какой аргумент отрицания Бога?

Извиняюсь пред Вами, товарищ Председатель, что осмелилась беспокоить Вас, но жажда знать, побудила меня к этому. Надеюсь, Вы будете добры и пришлете мне ответ на жгучие вопросы.

17 августа 1929 г.
РГАСПИ. Ф. 142. Оп. 1. Д. 625. Л. 32–33.

«На диспуте не смогли доказать небытие бога…»

Письмо А. В. Луначарскому от жительницы Ельца

Глубокоуважаемый комиссар Народного просвещения.

Вы, быть может, хорошо помните русскую пословицу «до Бога высоко, до царя далеко», это было в прошлом. Теперь же советская власть, борющаяся за счастье народов, за свободу слова, собраний, за свободу совести и т. д.; но на деле при советской власти творится много несправедливостей и дойти смертным до нея далеко, как и до царя. Быть может, я слишком ошибаюсь в том, что мое письмо не дойдет по назначению, а если и дойдет, то на него не обратят никакого внимания, и если я говорю не правду, то тогда глубоко буду виновата.

Дело в следующем: в г. Елец приезжал на диспут некто Архангельский, судя по фамилии, из духовных. Говорил он о небытии Бога, но доказать этого он не мог, как не могли доказать и прежде него выступавшие. Не могли доказать и древние ученые, философы и мудрейшие люди более близких к нам веков. Все они веровали во что-тосверхъестественное, которое управляло, управляет и будет управлять всей вселенной. Вот в это сверхъестественное, которое мы называем богом, верят и теперь все образованнейшие народы запада.

На диспуте выступали многие верующие и неверующие. На то и диспут, где разрешается высказать то, что он думает. Но, к сожалению, этого не бывает. Выходит так, что для некоторых диспут послужил ловушкой, что и было с одним из преподавателей ЮВЖД Константином Васильевичем Дракиным. Как глубоко верующий он выступил на диспуте о бытии Бога. После диспута не знаю, на какой день, был вызван в местком ЮВЖД. Там его спрашивали сознательно ли он выступал на диспуте и будет ли выступать в будущем? Он ответил: как верующий могу и опять выступить. На вопрос будет ли он вести пропаганду о небытии Бога среди школьников, ответил отрицательно. Тогда местком об этом обстоятельстве снесся с отделом народного просвещения в Воронеже. Из отдела последовала бумажка о увольнении Дракина со службы.

Надо Вам доложить, что Дракин никогда ни в чем антиреволюционном не был замечен и прослужил более 20 лет на службе. Какову ему теперь с семьей и при том же больному человеку?!

Примите уверение в том, что я его видела только на диспуте, но не нахожусь с ним ни в родстве, ни кумовстве, а пишу Вам как милостивому судье из одного человеколюбия.

30 января 1929 г.
Человеколюбивая.
РГАСПИ. Ф. 142. Оп. 1. Д. 625. Л. 3–4.

Все эти и другие письма остались без ответа. Перед Наркомпросом стояла куда более важная задача: выполнить требование партии — воспитать подрастающее поколение в духе марксизма-ленинизма.

Действительно, как могли большевики позволить обучать советских школьников нравственным принципам и христианской морали, если они были прямо противоположны идеологии коммунизма?

«Не убивай, не кради» — шло вразрез с постулатами «уничтожить классового врага» и «грабь награбленное». «Почитай отца и мать, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» — против большевистского «сын за отца не в ответе» и поощрений доносительства.

Логика говорит, что, если общество формирует граждан в духе коммунизма, то в школе должны воспитываться и внедряться в сознание детей коммунистическая мораль и нравственность.

митинг, дети, рождество, ёлка

Митинг детей против Рождества и елки

Ленин подчёркивал, что «школа должна стать орудием диктатуры пролетариата, т. е. не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного, воспитывающего влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс, в интересах полного подавления сопротивления эксплуататоров и воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 38. С. 116)

Луначарский не раз акцентировал внимание на том, что борьбу надо вести не только с невежеством в буквальном смысле, безграмотностью, но и с невежеством политическим, политической близорукостью и что наряду с изучением азбуки в школе необходимо начать «проведение идей социализма». (Известия Смоленского Совета. 1919. 30 августа).

Эти идеи нашли своё отражение в изданных в 20-е годы учебных пособиях. Например, Азбука для неграмотных под редакцией А. Н. Кандорского, 1920 г., наряду с совершенно нейтральным «Пахарь пахал сохой» или «Дуб дерево крепкое», содержит обучающий материал с идеологическим уклоном: «Наша непобедимая красная армия борется за благо трудящихся», «Кто был ничем, тот станет всем» и т. п.

Рабоче-крестьянский букварь, составленный Н. А. Алчевским в 1919 году, содержит самую разноплановую информацию, позволяющую обучающемуся получить элементарные знания по географии, физике, биологии и марксизму-ленинизму.





Top