Все новости » Культура и искусство » Знаменитости » Татьяна Самойлова: Отвечать надо за жизнь…

Татьяна Самойлова: Отвечать надо за жизнь…


Актриса Татьяна Самойлова уже при жизни стала легендой. Ей стоя рукоплескали зрители на Каннском кинофестивале, слава о ней гремела на весь мир. Она родилась 4 мая 1934 года и умерла ровно через 80 лет — 4 мая 2014 года.

Под крылом отцовской славы

Татьяна Евгеньевна Самойлова родилась 4 мая 1934 года в семье известного актёра Евгения Валерьяновича Самойлова и его жены Зинаиды Ильинишны, домохозяйки.

Таня росла счастливым ребёнком, о ней заботились, её баловали, особенно из-за слабого здоровья девочки. Однако детские воспоминания о войне и репрессиях в то время стали самыми яркими в её сознании и остались навсегда.

Из-за слабого здоровья Таню отдали учиться балету, но когда прима советского балета Майя Плисецкая отметила талант девочки и посоветовала отдать её на учёбу в школу балета при Большом театре, родители не согласились, наслушавшись жутких историй о нравах, царящих в этой обители танца.

То, что она хочет «сниматься в кино, а потом, идя по улице, со всеми здороваться», Татьяна поняла уже в 11 лет, когда увидела на экране своего отца, гордо восседающего на лошади. Таким образом, выбор будущей профессии был сделан, и Татьяна Евгеньевна поступила на актёрский курс Щукинского училища.

Стандарты и нравы

Как и у большинства актёров, ставших впоследствии знаменитыми, учёба девушки проходила нелегко. Скорее всего, потому, что она не вписывалась в какие-то определённые рамки стандартов.

Для героини Татьяна была слишком сдержанной, для характерной актрисы — недостаточно острая, недостаточно смешная. Словом, будущая актриса была слишком тяжела для комедии и слишком легка для драмы.

А в 1956 году Татьяну из училища и вовсе отчислили за поступок, не совместимый с обликом советской студентки, — она снялась в фильме «Мексиканец». Вряд ли этот поступок того стоил, картина не была слишком удачной, да и Самойлова в ней не проявила себя с лучшей стороны.

Одна из самых красивых пар в мире

Однако учёба в Щуке имела и свои плюсы, там Татьяна познакомилась с Васей, которого тоже чуть не отчислили за такой же аморальный поступок. Но Василия от отчисления спасло то, что он снялся в фильме «Как закалялась сталь» и сыграл самого Павла Корчагина.

Однако события эти сблизили молодых людей, они полюбили друг друга и через некоторое время поженились. Так родилась одна из самых красивых актёрских пар — Василий Лановой и Татьяна Самойлова. И пусть вместе они прожили всего шесть лет, это была счастливая пора.

Символ целого поколения

После выхода на экраны картины «Мексиканец» Самойловой предложили ознакомиться со сценарием по пьесе Виктора Розова «Вечно живые» и пройти пробы на роль Вероники. Это был сценарий к фильму «Летят журавли».

Драматурга Розова пробы Самойловой не впечатлили, изначально на роль Вероники намечалась другая актриса — известная вахтанговка Елена Добронравова. Зато режиссёр киноленты Михаил Калатозов восхищался актрисой, её грацией и пластикой.  Саму же Самойлову во время съёмок картины периодически преследовали приступы паники.

На самом деле Татьяна Евгеньевна начала сниматься, будучи совсем больной. Но она решила не подавать виду и стойко выдерживала напряжённый съёмочной график без единой жалобы. Физическое здоровье её не выдержало на съёмках эпизода, где Вероника идёт по лестнице разбитого бомбой дома — Татьяна потеряла сознание. Врачи поставили диагноз — микроинфаркт. По словам режиссёра Калатозова, этот фильм делали фанатики, безразличные к страданиям своим и других.

Премьера фильма «Летят журавли» на родине прошла довольно уныло, впоследствии в прессе можно было прочитать достаточно резкие рецензии, а Хрущёв окрестил героиню Самойловой таким словом, которое на Первом канале телевидения и повторить-то не решились.

То, что картина выдвинута на показ на Каннском кинофестивале, ошеломил создателей киноленты. Как французы узнали о ленте?

А дело было так. На съёмочную площадку как то пришёл испуганный молодой человек, изъявивший желание познакомиться с режиссёром Калатозовым. Он представился как французский режиссёр Клод Лелуш. Калатозов устроил коллеге экскурсию по Мосфильму, показал фрагменты отснятого материала. Вот так французы обо всём узнали. Ну, прямо-таки кинематографический шпионаж!

На Каннском кинофестивале фильм возымел эффект разорвавшейся бомбы и завоевал «Золотую пальмовую ветвь», которую директор французского Дома Кино Фавр Лебре самолично вручил Татьяне Самойловой. «Летят журавли» стал лидером проката в Европе.

После показа фильма в Каннах образ Вероники стал символом современной женщины — дамы во всём мире носили чёрные битловки и подводили глаза косой полоской, подражая героине Самойловой.

Актёр Сергей Юрский о роли Самойловой в фильме «Летят журавли» сказал: «Это невозможно сыграть, здесь всё настоящее, сплошной оголённый нерв. Самойлова стала остриём той стрелы, что пробила мировое сообщество и сделала картину знаменитой на весь мир».

Несомненно, с ролью Вероники Татьяна Самойлова навсегда вошла в историю мирового кино.

Samoilova_3

Татьяна Самойлова. Фото с сайта kino-teatr.ru

Актриса уже не одной роли

После Канн последовала долгая работа в Сибири — два года, и снова в паре с Алексеем Баталовым актриса снималась в фильме того же Михаила Калатозова «Неотправленное письмо», рассказывающем о гибели геологической экспедиции.

Самойловой роль не нравилась, но режиссёр сказал: «Нельзя быть актрисой одной роли. Надо работать, надо сниматься».

Ещё в Каннах Самойлову приглашали в Голливуд играть Анну Каренину, обещали в партнёры Жерара Филипа, но чиновники из Госкино актрису не пустили, сославшись на то, что у неё ещё даже нет диплома. И то верно — в Голливуде без диплома никак.

Уже позднее Голливуд вступил в унизительные переговоры с КГБ об условиях, на основании которых можно было бы пригласить Самойлову на работу в Мекку всех киноактёров, на что им ответили, что таких условий не существует.

Однако кое-что сыграть актрисе всё же удалось. Она перевоплотилась в Наташу в совместном советско-французском кинопроекте «Леон Гаррос ищет друга». Затем последовала самая большая удача — роль советской радистки в венгерском фильме «Альба Регия». Специально для этой роли актриса выучила венгерский язык. Потом была Соня в военной драме Джузеппе Де Сантиса и Дмитрия Васильева «Они шли на Восток», но в картину актрису пригласили лишь потому, что нужно было её имя.

Югославы приглашали Самойлову на роль Марии Стюарт в одноимённой экранизации Шиллера, но Госкино опять запретило соглашаться из-за сложных международных отношений между СССР и Югославией.

Вместо этого актриса ежедневно приходила на студию и интересовалась, когда, наконец, будет для неё работа, в ответ слыша лишь уклончивое: «Пока ничего подходящего нет». Самойлова недоумевала: «Что это — несчастливая звезда или тщательно спланированный заговор, рождённый завистью?»

Анна Каренина, которую описал Толстой

Шестнадцатой экранизации романа Льва Толстова «Анна Каренина» предшествовала довольно занимательная история. Режиссёр Александр Зархи после восьми лет бездействия находился в творческом упадке, даже успех его картины «Высота» не смог вдохновить режиссёра на что-то большее. Он боялся, что теперь всю жизнь будет снимать только фильмы о рабочих.

Первыми тревогу забили французы. Директор французской синематеки Анри Лангуа забеспокоился, куда пропал Зархи, почему о нём ничего не слышно. Своими вопросами о пропавшем режиссёре он изрядно надоел режиссёру Сергею Юткевичу, который, просто чтобы отвязаться, небрежно бросил: «Да он снимает «Анну Каренину». Это была ложь, но механизм был запущен.

После долгого ворчания и всяческого изъявления своего недовольства Александр Зархи взялся за постановку «Анны Карениной», пригласив на главную роль Татьяну Самойлову.

Актриса тогда весила 72 кг, и режиссёр её встретил словами: «Надо худеть, Танюш, надо худеть». Ну, надо, так надо — Татьяна Евгеньевна села на диету и питалась только творожком, гречневой кашей и компотом.

Позади остались годы подготовки и месяцы съёмок фильма, Татьяна Самойлова хотела вернуться в Канны триумфатором. Но на новом кинофестивале уже властвовали представители «новой волны» во главе с режиссёром Жан-Люком Годаром и их смелые и провокационные кинопроизведения, а через несколько дней фестиваль был закрыт, так и не состоявшись.

По мнению кинокритиков, созданный Татьяной Самойловой образ Анны Карениной удивительно совпадает с описанным Львом Толстовым в его знаменитом романе. В то время другой Анны Карениной просто не было.

Актёр Сергей Юрский, говоря о Татьяне Самойловой, сказал: «Таня — уникальное явление. Тысячи людей на земле должны испытывать свою вину по отношению к ней. За что? За то, что талант такой величины заслуживает большей ласки, чем мы смогли ей дать».

После «Анны Карениной» последуют годы бесплодных ожиданий хороших ролей, но, в конце концов, актриса смирится, поняв, что «в кино надо сниматься, когда человек полон сил и энтузиазма, а когда он уже устал и „надкусан”, то перестаёт быть интересным зрителю».

В конце жизни Татьяна Самойлова пришла к осознанию: «Отвечать надо за свою жизнь. Ни за славу, ни за роли, только за жизнь».

Samoilova_2

Татьяна Самойлова. Фото с сайта kino-teatr.ru





Top