Все новости » Мнение » Интервью » Татьяна Валовая: Государства — члены ЕАЭС обладают значительным экономическим потенциалом

Татьяна Валовая: Государства — члены ЕАЭС обладают значительным экономическим потенциалом


Евразийский коммуникационный центр побеседовал с членом коллегии (министром) по основным направлениям интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяной Валовой о том, как в настоящее время продвигается процесс евразийской интеграции.

— В настоящее время страны — участницы ЕАЭС уже исчерпали первый экономический эффект интеграции, рост взаимной торговли замедлился. Когда можно будет ожидать первых результатов от создания Евразийского экономического союза?

Т.В.: Действительно, рост взаимной торговли замедлился, но следует учитывать, что начали работать системные факторы: взаимодополняемость экономик евразийских государств, происходит активизация кооперативных связей, которые будут содействовать росту и диверсификации экономик наших государств. Поэтому предлагаю рассматривать совокупность экономических факторов, поскольку только полная картина позволяет корректно оценить результат проделанной работы.

Государства — члены ЕАЭС обладают значительным экономическим потенциалом, занимая первое место в мире по добыче нефти и газа, второе — по выпуску минеральных удобрений, третье — по электроэнергии, четвертое — по пшенице, углю и стали. Создав Евразийский экономический союз, мы открыли для своих предпринимателей общий рынок объемом более 2,2 трлн долларов США. Отмена таможенного, фитосанитарного, ветеринарного и иных видов контроля (кроме пограничного) на внутренних границах позволяет бизнесу экономить время, снижать издержки.

Хотелось бы также упомянуть о создании единого рынка государственных закупок, что повышает уровень конкуренции и, соответственно, повлечет рост качества услуг, увеличит экономию государственных средств.

Не менее важным будет остановиться на одном вопросе — вопросе механизма оценки регулирующего воздействия. В договоре предусмотрено обязательное проведение процедуры оценки регулирующего воздействия решений Евразийской экономической комиссии, которые могут оказать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности.

Интеграция создаёт условия для наращивания выпуска товаров и услуг, что, несомненно, принесёт выгоду бизнесу.

В договоре также заложены основы для эффективного развития общей информационной системы союза, которая в будущем позволит реализовать технологию единого окна, что существенно упростит взаимодействие государственных органов и бизнеса в Евразийском экономическом союзе.

Не надо также забывать, что положительные изменения коснутся не только бизнеса, но и простых граждан наших государств.

Так, граждане стран союза смогут работать в любом из наших государств без получения разрешений на осуществление трудовой деятельности и рассчитывать на социальное обеспечение на тех же условиях и в том же порядке, что и граждане государства трудоустройства. Также договором предусмотрены единые условия налогообложения доходов физических лиц с первых дней работы по найму (а не по прошествии 183 дней, как было ранее). В договоре о ЕАЭС закреплена норма, согласно которой государство трудоустройства оказывает медицинскую помощь трудящимся в том же порядке и на тех же условиях, что и своим гражданам.

— Если говорить о единых рынках, насколько за прошедшее время удалось продвинуться в работе по подготовке к их созданию? С какими трудностями приходится сталкиваться в рамках этого процесса?

Т.В.:  Теперь, когда фундамент союза заложен, на передний план в деле развития интеграции выходит работа по устранению существующих ограничений в перемещении факторов производства с целью обеспечения полноформатного функционирования экономического союза.

Надо понимать, что никогда прежде нашим государствам не приходилось договариваться по такому огромному объему вопросов, затрагивающих самые различные отрасли экономики. В частности, были проведены очень сложные переговоры по таким чувствительным сферам, как общий рынок нефти, общий рынок газа, общий рынок электроэнергии, доступность транспортных услуг, оборот алкогольной и табачной продукции, лекарственные средства, то есть тем сферам, регулирование которых в настоящее время осуществляется на национальном уровне. Удалось договориться и заложить в договоре положения — концептуальные подходы, предусматривающие, когда, как и на каких принципах будут формироваться единые рынки в данных сферах и каковы будут правила регулирования данных рынков.

Кроме того, комиссия совместно с органами исполнительной власти сторон и бизнес-сообществом проводит работу по выявлению и формированию списка изъятий и иных ограничений, в том числе барьеров, взаимного доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок государств-членов. Устранение ряда изъятий предусматривается в договоре, в том числе путем установления переходных периодов. Над остальными изъятиями работа продолжается таким образом, чтобы с 1 января 2016 года заработали общие рынки лекарственных средств и медицинских изделий, к 1 июля 2019 года — общий электроэнергетический рынок, к 1 января 2025 года — общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов. Кроме этого к 2025 году должен быть создан наднациональный орган по регулированию финансового рынка в Алма-Ате.

— Армения и Киргизия в настоящее время активно продвигаются в реализации «дорожной карты» для вступления в ТС и ЕАЭС. Что им еще предстоит сделать на этом пути? В какие сроки они могут выполнить мероприятия в полной мере?

Т.В.:  Можно констатировать тот факт, что работа по присоединению Армении к союзу удачно завершена. 10 октября 2014 года Армения подписала договор о присоединении к ЕАЭС, поэтому в дальнейшем мы будем сотрудничать с Арменией уже в рамках союза.

Набирает обороты работа по присоединению Кыргызской Республики. 29 мая 2014 года в Астане была утверждена «дорожная карта» по присоединению Кыргызской Республики к договорно-правовой базе Таможенного союза.

10 октября 2014 года в Минске утверждена вторая «дорожная карта» — по присоединению Киргизии к договорно-правовой базе Единого экономического пространства. Реализация двух «дорожных карт» позволит вплотную подойти к подготовке проекта договора о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС в качестве полноправного члена.

С учетом решительного настроя руководства Киргизии провести всю необходимую подготовительную работу в самые сжатые сроки ЕЭК приложит максимум усилий, оказывая содействие нашим киргизским партнерам в деле реализации «дорожных карт».

— Какие страны в перспективе могут присоединиться к ЕАЭС? Высказывают ли страны постсоветского пространства намерение стать наблюдателями в союзе?

Т.В.:  Естественно, теперь, после подписания договора с Арменией, первым государством в очереди на вступление в ЕАЭС является Киргизия, о которой мы уже говорили. При этом формат СНГ остается важной площадкой для развития экономического взаимодействия в евразийском регионе.

Евразийская экономическая комиссия открыта для диалога о присоединении к союзу новых членов, однако это суверенный выбор каждого государства. Они самостоятельно с учетом интересов граждан, бизнеса, мнения экспертного сообщества проводят анализ возможных эффектов от сотрудничества с ЕАЭС и на его основе принимают решение. Кроме того, возможен иной формат взаимодействия с ЕАЭС — получение статуса наблюдателя.

— Что планируется сделать для налаживания отношений между ЕАЭС и ЕС? Возможна ли вообще работа в этом направлении в условиях санкций?

Т.В.: Евразийский интеграционный процесс реализуется не в пику европейскому, мы исходим из того, что ЕАЭС и ЕС имеют взаимодополняющий характер. И идея создания общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока продолжает оставаться интересной и открытой для обсуждения. ЕЭК всегда подчеркивала стремление к углублению сотрудничества с ЕС.

Информация предоставлена организаторами конгресса

Новости партнеров:




Нажмите «Нравится», чтобы читать
epochtimes.ru на Facebook

Top