Все новости » Культура и искусство » Кино и музыка » «Теорема Зеро»: смелость броситься в тёмный омут собственного сознания

«Теорема Зеро»: смелость броситься в тёмный омут собственного сознания



Коэн Лет продуктивно работает на некую всемогущую корпорацию, живёт в полусгоревшей церкви и мечтает работать на дому. Почему это для него так важно? Он ждёт звонка…

Застывший в экзистенциальном кризисе главный герой киноленты Коэн объясняется, как английская королева, величая себя «Мы». Он словно завороженный ждёт подсказки со стороны, того заветного телефонного звонка и голоса в трубке, что сообщит ему об его предназначении.

А пока все хаотичные происшествия вокруг Коэна олицетворяют хаос в его сознании. Утратил Коэн способность наслаждаться маленькими радостями жизни, моментами бытия, подтверждающими, что человек ещё жив. Состояние чистого и ясного сознания хотя бы на мгновенье он способен ощутить лишь в виртуальной реальности… но это же нереально…

'The Zero Theorem' Photocall At 13th Marrakech International Film Festival

«Теорема Зеро». Режиссёр Терри Гиллиам с супругой Мэгги на премьере фильма «Теорема Зеро» в Марокко. Фото: Dominique Charriau/GettyImages

Создатель фантастической картины «Теорема Зеро» актёр, режиссёр, сценарист и художник Терри Гиллиам — настоящий образец творческой личности, до чего бы ни дотрагивался, всё содержит искру таланта.

20 июля состоялась российская премьера фильма о воссоединении легендарной шоу группы юмористов «Монти Пайтон живьём (почти)» длиною в три с половиной часа. Дело в том, что ныне известный всему миру режиссёр фильмов «Бразилия» и «12 обезьян» Терри Гиллиам является участником этой группы. Наверное, поэтому в глазах 73-летнего художника по-прежнему пляшут лукавые огоньки.

Обстановка киноленты «Теорема Зеро» в духе маэстро: футуристический мир, в котором снуют странные полулюди-полуглюки, где реальность перемешалась с виртуальностью компьютерного мира. Гиллиам утверждает, что в данном случае небольшой бюджет картины послужил двигателем творческих поисков. Например, костюмы художник Карло Поджиоли шил из клеёнок и другого дешёвого хозяйственного материала, но получилось неповторимо и оригинально.

«Теорема Зеро» стартовала в конкурсной программе Кинофестиваля в Венеции. Это настоящий ребус, головоломка для зрителя, который ищет в картине нечто большее, чем только развлечение. Это возможность для аудитории доказать свою собственную теорему зеро: услышал какую-то цитату из известного литературного или кинопроизведения — открылся ещё один месседж зрителю; обратил внимание на, казалось бы, мелочь — один из знаков запрета, развешанных по всему городу — раскрылась ещё одна грань разнообразных мыслей и предположений, размещённых режиссёром по всему периметру киноленты.

В своей новой драме Гиллиам пытается обратить внимание зрителей на некий феномен сегодняшнего общества: ощущение абсолютного одиночества человека при непрерывной коммуникации посредством сети Интернета.

Коммуникации рисуются как один из видов постоянного контроля над людьми. Бегая по торговому центру, мы созваниваемся с подружкой, проделывающей то же самое, только на другом этаже. Человек хочет контролировать ситуацию, быть в курсе всего, держать руку на пульсе всего происходящего вокруг него. Без мобильной связи и постоянного подключения к сети человек чувствует себя незащищённым, уязвимым. А это делает его невротичным.

В киноленте звучат слова: «Пока ты ждал, твоя жизнь прошла в бездействии. Теперь ты больше не нужен корпорации». Авторы фильма, в свою очередь, говорят: «Цель всех этих технологий — оттолкнуть человека от поиска в себе, от поиска своего предназначения в жизни, от поиска собственного “я”».

'The Zero Theorem' Premiere - The 70th Venice International Film Festival

«Теорема Зеро». Дэвид Тьюлис, Мэлани Тьерри и режиссёр Терри Гиллиам представили фильм «Теорема Зеро» на кинофетивале в Венеции. Фото: Andreas Rentz/Getty Images

Терри Гиллиам — из тех режиссёров, что любят выкладывать увиденные им проблемы на всеобщее обсуждение в своих картинах, лишь слегка зарисовывая собственное понимание решения проблемы. Как в интервью выразился сам художник: «Мне больше нравится задавать вопросы».

И всё же, размышления создателя киноленты вместе с вкладом плеяды великолепных актёров — Кристофа Вальца, Мелани Тьерри, Дэвида Тьюлиса, Мэтта Дэймона, Тильды Суинтон — подтолкнут зрителей ближе к решению каких-то своих вопросов, дадут толчок вперёд в познании самого себя.

Ведь невозможно дождаться того телефонного звонка, так как его попросту не существует. Пока не осмелишься окунуться в глубины собственного сознания, ничего не узнаешь. Каждый человек в своём роде избранный — такой уникальной жизни, как у него, ни у кого больше нет.

И ещё об Интернете. С одной стороны, общение в сети даёт возможность человеку высказывать любое своё мнение о другом, критиковать его и «в хвост, и в гриву», разряжая таким образом скопившийся в душе негатив. С другой же стороны, он всегда может получить такую де струю негатива и в свой адрес. Закон «что пошлёшь во Вселенную, то к тебе же и вернётся» действует безотказно, независимо от того, верим ли мы в него. А из-за подобного положения человек, сам того не замечая, находится в постоянном стрессе.

И эта ещё одна мысль, что звучит в произведении Гиллиама: «Важно думать самому, а не волноваться о том, что о тебе думают другие».





Top