Торговый дисбаланс и рост государственного и корпоративного долга Китая беспокоит американских конгрессменов

The Epoch Times23.11.2016 Обновлено: 09.08.2023 20:26

Члены американо-китайской комиссии по экономике и безопасности, консультативной группы Конгресса по Китаю, призывают к пересмотру политики Соединённых Штатов по отношению к Китаю, ссылаясь на то, что Китай не движется в сторону свободной рыночной экономики. /epochtimes.ru/

16 ноября был выпущен 550-страничный годовой отчёт комиссии. Несколько её членов представили основные выводы и рекомендации и ответили на вопросы общественности.

«Комиссия считает, что пришло время пересмотреть политику США по отношению к Китаю и руководствоваться не словами, а действиями», — сказала заместитель председателя комиссии Кэролин Бартоломью.

Председатель комиссии Деннис Ши сообщил, что они провели несколько публичных слушаний и брифингов, спонсируемых исследований и предприняли в прошлом году поездки в Китай, Тайвань и Индию с целью выяснения фактов. Результатом является отчёт с богатой детализацией об американо-китайской торговле, китайских государственных предприятиях, военной модернизации Китая, шпионских угрозах США, Тайваню, Гонконгу, Северной Корее, а также о «восстановлении баланса» в Азии.

В ходе обнародования доклада члены комиссии выразили обеспокоенность по двум вопросам отношений с Китаем: торговый дисбаланс и государственные предприятия.

Дефицит торгового баланса и избыточные мощности

Товарный торговый дефицит (превышение импорта над экспортом) США с Китаем в 2015 году достиг $365,7млрд, увеличившись на 6,5% по сравнению с предыдущим годом и установив новый рекорд. Дефицит торговли с США с момента вступления Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) пятнадцать лет назад достиг «ошеломляющих $3,5 триллиона», — говорится в отчёте.

Деловой климат в Китае был заметно менее благоприятным в прошлом году и в первом квартале этого года. Компании США жалуются на неясные китайские законы и непоследовательное правоприменение нормативных актов, отмечается в отчёте. Власти Китая поддерживают отечественных конкурентов и избыточные производственные мощности.

Китайские чиновники неоднократно давали обещания сократить производство стали, алюминия и угля, но прогресс «крайне медленный» или вовсе отсутствует. Поддержание занятости и экономического роста является для них более высоким приоритетом. Пекин экспортирует излишки производства в США и другие страны, что влияет на занятость и капитальные затраты, особенно в сфере производства стали и алюминия. Пекин не хочет закрывать предприятия и увольнять рабочих.

Сталелитейная промышленность США сильно пострадала от этого, чистые убытки составили $1,43 млрд в четвёртом квартале 2015 года и $233 млн в первом квартале 2016 года.

Комиссия сетует на несправедливые барьеры, которые китайские власти ставят перед иностранными фирмами, в том числе принудительную передачу технологий и кражу интеллектуальной собственности.

«Совершенно очевидно, что коммунистическая партия Китая не имеет никакого намерения открыть ключевые секторы своей экономики для иностранной конкуренции и контроля», — указывается в отчёте.

ВТО и статус рыночной экономики

Китай получил членство во Всемирной торговой организации пятнадцать лет назад. Торговый дефицит, избыточные мощности и несправедливое обращение с иностранными компаниями в Китае показывают, что Пекин не в состоянии выполнить свои обязательства в рамках ВТО. В последнее время ВТО рассмотрела вопросы налогообложения воздушных судов Китая, ограничения на экспорт сырья и сельскохозяйственных субсидий. Тем не менее Пекин утверждает, что Китай должен автоматически получить статус рыночной экономики, когда протокол присоединения к ВТО истечёт 11 декабря.

Протокол вступления в ВТО означает, что торговые партнёры имеют право относиться к Китаю как к нерыночной экономике и применять антидемпинговые и компенсационные пошлины. Если Китай рассматривается как рыночная экономика, это приведёт к значительному сокращению антидемпинговых пошлин, или, иными словами, Пекин получит антиконкурентные преимущества.

«Страны полагаются на антидемпинговые и правоохранительные меры в отношении Китая, чтобы защитить себя от притока субсидируемых государством китайских товаров, импортируемых ниже рыночной стоимости», — говорится в отчёте.

США утверждают, что истечение срока действия соглашения не предоставит автоматически Китаю статус страны с рыночной экономикой. «Мы примем решение в соответствии с нашими собственными законами», — заявил председатель комиссии Деннис Ши.

Законодательство США имеет строгие критерии для определения рыночной экономики, оно учитывает, в какой мере разрешены иностранные инвестиции, степень государственной собственности в промышленности, а также контроль над распределением ресурсов. Китай получает неудовлетворительную оценку по всем этим показателям и поэтому маловероятно, что Министерство торговли США будет классифицировать китайскую экономику как рыночную.

«И на деле, и на словах Китай показал, что это страна, которая не следует принципам свободного рынка», — подчеркнула Кэролин Бартоломью.

Отсутствие реформ и корпоративные долги

Пекин не в состоянии провести необходимые реформы, чтобы создать рыночную экономику, которая повлияла бы и на госпредприятия. Есть несколько причин, почему компартия не в восторге от реформы, которая потребует некоторого дерегулирования и приватизации государственных предприятий.

Во-первых, государственные предприятия в стратегических секторах являются основными инструментами, с помощью которых компартия достигает своих стратегических целей, и поэтому она не хочет отказаться от контроля над ними.

Во-вторых, уменьшение размера государственного сектора приведёт к потере рабочих мест и более медленному росту. Кроме того, с политической точки зрения трудно реформировать этот сектор.

Государственный сектор Китая продолжает получать большие субсидии, несмотря на предупреждения со стороны Международного валютного фонда о том, что дефолты многих крупных госпредприятий могут повлиять на глобальную экономику. Китайские власти закачивают деньги в экономику, чтобы повысить экономическую эффективность. Контролируемые государством банки Китая выдали рекордные 4,7 трлн юаней ($701 млрд) кредитов в первом квартале 2016 года  больше, чем в первом квартале 2009 года, в период мирового финансового кризиса.

[eet_my_box3]

Снова проявляющаяся зависимость Китая от заимствования у своих банков, контролируемых государством, чтобы поддержать рост, вызывает тревогу, говорится в отчёте комиссии, так как «отдача в результате политики стимулирования быстро уменьшается». Используя анализ Morgan Stanley, комиссия отметила, что в настоящее время Китаю необходимо почти 6 юаней дополнительного кредита, чтобы генерировать рост ВВП на один юань, тогда как в 20032008 гг. требовался только один юань дополнительного кредита на один юань роста.

Общий долг Китая составил $27200 млрд или 255% ВВП в первом квартале 2016 года. Быстрый рост долга вызывает тревогу, он составлял только 148% от ВВП в 2007 году. Корпоративный долг достиг 169% от ВВП. Государственные предприятия держат около 55% корпоративного долга, производя лишь одну пятую от общего объёма производства Китая.

Государственные предприятия работают на выживание

В результате неэффективности «китайские государственные предприятия сталкиваются с растущим корпоративным долгом, вялым спросом, слабым ценообразованием и ростом использования заёмного капитала. Их прибыль неуклонно снижается в последние годы. … Чтобы оставаться жизнеспособными, многие государственные предприятия продолжают брать кредиты у государственных банков, что привело к распространению компаний-зомби, которые требуют постоянной помощи», говорится в отчёте.

Д-р Дэвид Липтон, первый заместитель управляющего директора МВФ, заявил, что вопрос роста корпоративного долга должен быть решён немедленно путём проведения серьёзных реформ, иначе это может привести к большему кризису.

Тем не менее, несмотря на повышение уровня долга, китайские компании всё чаще приобретают иностранные компании в стратегически важных секторах. Члены комиссии выразили настороженность по этому вопросу, назвав китайские государственные предприятия «оружием государства».

«Мы не хотим, чтобы правительство США покупало компании в Соединённых Штатах, — отметил Деннис Ши. — Тем более мы не хотим, чтобы китайское правительство покупало компании в США».

Автор статьи: Гэри Фоерберг

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА