Все новости » Новости России » Общество России » Университеты — это человеческий капитал

Университеты — это человеческий капитал



Международная научно-практическая конференция «Санкт-Петербург для образования и реформ: образование и мировые города» 21-22 марта была посвящена российским университетам — основному ресурсу отечественной экономики, как части глобальной структуры мира. Губернатор Санкт-Петербурга, учёные, руководители университетов подтвердили актуальность встречи, так как в настоящее время происходит неизбежное при глобализации встраивание российского образования в мировую сеть.

Организаторами конференции стали три петербургских вуза: НИУ Высшая школа экономики (ВШЭ), Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский НИУ информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).

Директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Сергей Кадочников сказал: «Важно понять, где мы находимся, на какое место претендуем, как нам сохранить своё лицо и свою уникальность в процессе лавинообразной глобализации образования, — далее он уточнил, — ведь если в XX веке главной движущей силой были капитал и природные ресурсы, то сейчас его место заняли таланты, человеческий капитал».

Два дня международной встречи и были посвящены обсуждению взаимовлияния и взаимозаинтересованности городов и их вузов и конкурентоспособности российских университетов в мире.

Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ, также утверждает, что «роль высшего образования в экономике возрастает». Поэтому он с сожалением подчеркнул, что в России пока меньший, чем в других странах, объём ВВП, расходуется на образование, которое является «капиталом для всех отраслей». Однако пока и сами университеты в России «слабо присутствуют в медийном пространстве».

Важна открытость университетов обществу, а это новое явление для нашей страны. Некоторые примеры уже существуют: таков проект ВШЭ «Университет, открытый городу». По нему проводятся публичные лекции, создаются студенческие клубы со свободным обменом мнениям и самыми острыми идеями. Студенты «вовлекаются в дела развития спорта в стране, медицинского и социального обслуживания граждан». «Университеты — это место, где растворяются национальные интересы, и актуализируются профессиональные и глобальные проекты», — подчеркнул Кузьминов.

Ректор ВШЭ также говорил о значении университетских лицеев, где формируется креативная личность, благодаря тому, что «потенциал преподавателей университета выше школьного учителя», а в учебной программе больше предметов, в которых действительно заинтересованы учащиеся.

Олег Хархордин, ректор Европейского университета, считает главным повышение конкурентоспособности отечественных университетов, однако сегодня они практически отсутствуют в мировых рейтингах. Ректор оптимистично уточнил: «У России есть великая база, с помощью небольших реформ можно всё изменить». Хархордин назвал современный университет «площадкой для профессионального дискурса и личностного развития со свободным обменом мнениями, где формируется универсальная, всесторонняя личность».

Председатель городского комитета по науке и высшей школе Андрей Максимов также рассматривает город и университеты как единое пространство. Он считает, что необходимо серьёзно проанализировать доклады конференции для городской программы развития «Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года», и предложил сделать конференцию ежегодной.

Елена Кром, руководитель проекта «Будущий Петербург», называет достойной государственной задачей — «сделать Петербург городом сильной частной инициативы, в котором и гуманитарную сферу — образование, культуру — развивают прогрессивные предприниматели, а не чиновники». Её идею поддерживают многие специалисты, считая, что городская «Стратегия 2030», четвёртая по счёту долгосрочная программа развития Санкт-Петербурга, может, как и предыдущие, остаться лишь документом из-за «крайне низкой эффективности государственного управления».

Итоговой цитатой конференции может стать мысль директора Ресурсного центра по стратегическому планированию при «Леонтьевском центре» Бориса Жихаревича: «Драйверами роста могут быть только бизнесы, связанные с интеллектом, приростом знаний, с инновационной экономикой».





Top