Все новости » Китай » Экономика Китая » Успех Alibaba связан с ситуацией в Китае

Успех Alibaba связан с ситуацией в Китае


Китайская компания Alibaba сделала самое большое IPO (первичное размещение акций) в истории США — $25 млрд. Но сможет ли она конкурировать в развитых странах, таких как США?

«Alibaba имела преимущество первого хода. Это такой вид бизнеса, где, нарастив объёмы, трудно упасть», — поясняет Линда Лим, профессор по стратегии бизнеса в Университете Мичигана.

Таким образом, Джек Ма сделал удачный ход, начав копировать физические каталоги китайских товаров и сделав их доступными для западных покупателей в Интернете. Его компания возникла как раз перед присоединением Китая к ВТО (Всемирной торговой организации) и сразу после «оранжевых» революций на Западе. Время было крайне удачным.

«Они выехали на волне проникновения Интернета в Китай. В некотором смысле время было подходящим. Alibaba стала развиваться в то время, когда Китай стал фабрикой мира», — убеждён Пунит Манчанда, профессор маркетинга в Университете Мичигана.

Зависимость от КПК

Однако в Китае невозможно стать крупной компанией без «благословения» правящей КПК (компартии Китая). И у Alibaba действительно была поддержка партии.

«У неё есть очень хорошие отношения с людьми, которые имеют политическую власть, хотя трудно сказать, как именно использовались эти связи. Alibaba было позволено процветать в китайской экономической и политической среде», — считает Пунит Манчанда.

Сложно определить, какую прямую выгоду получили чиновники от Alibaba, но, безусловно, компания щедро вознаградила своих благодетелей путём IPO.

Когда Alibaba выкупила половину акций Yahoo за $7,6 млрд в 2012 году, три частные китайские инвестиционные фирмы (Boyu Capital, Citic Capital Holdings и CDB Capital) косвенно приобрели часть акций Yahoo. Инвестиционная компания New Horizon Capital инвестировала средства чуть позже в том же году.

Что общего имеют эти компании? Они были или находятся в ведении людей, которые имеют непосредственное отношение к членам нынешнего или бывшего Политбюро ЦК КПК — высшего органа власти в Китае (после Постоянного комитета Политбюро). Одним из них является Элвин Цзян, внук бывшего генсека КПК Цзян Цзэминя, владеющий компанией Boyu Capital.

Передача акций от одного владельца (Yahoo) другим (китайским инвесторам) не имеет смысла, если только они не передаются стратегическим партнёрам, которыми инвесторы явно не являются. Значит, это было необходимо для того, чтобы кто-то мог заработать.

На момент сделки компания была оценена в $45 млрд, и Alibaba уже планировала IPO. При текущей цене акций в $86 компания теперь стоит $223 млрд, то есть в пять раз больше. Если предположить, что инвесторы приобрели акции Yahoo в 2012 году по отпускной цене, то они получили доход в 500%. Согласно New York Times, Элвин Цзян через Boyu Capital инвестировал $400 млн (таким образом он заработал сейчас около $2 млрд).

Какие милости получила Alibaba от китайского режима, можно только догадываться. Но мы знаем, что Alibaba пользуется квази-монополией на электронную коммерцию в Китае, а родственники влиятельных партийных чиновников за время подъёма Alibaba, включая успешное IPO, хорошо заработали.

Китайская спецификация

Дело не только в том, что Alibaba оказалась в нужном месте, в нужное время и сумела получить одобрение правящей компартии.

Хотя компания многое скопировала у подобных западных компаний, Джэк Ма сделал многое, чтобы адаптировать западные схемы к китайскому рынку.

Alibaba основала интернет-магазин Taobao (китайский eBay) в 2003 году, чтобы упредить приход eBay в Китай. В конце концов, eBay так и не смола пробиться на китайский рынок. На всякий случай Alibaba также скопировала PayPal, создав Alipay, но сделала это таким образом, чтобы вызвать у китайских потребителей интерес к электронной коммерции.

«Alipay существенно отличаеся тем, что имеет систему условного депонирования. В Китае сложно было убедить людей платить за товар, не получая его сразу, — пояснил профессор Манчанда. — eBay не смогла понять эту тонкость китайского рынка».

Из-за недоверия к торговцам китайские потребители не желали отдавать деньги до получения продукта. Alibaba обошла эту проблему путём создания Alipay в качестве системы условного депонирования. Потребители переводят деньги в Alipay сразу, но продавец получит их только после того, как покупатель подтвердит, что товар получен в хорошем состоянии.

Подход сработал: объём сделок за 2-й квартал в Taobao составил $55 млрд. А eBay за год обработал сделок на сумму $81 млрд.

Глобальная экспансия

Очевидно, что Alibaba имеет огромный объём продаж, но не надо забывать, что Китай — большая страна, в которой живут 1,3 миллиарда человек.

И всё же трудно поверить, что Alibaba сможет быстро завоевать западные рынки штурмом, как утверждается в недавней статье в USA Today «IPO Alibaba является тревожным звонком для Силиконовой долины».

В статье говорится об огромной рыночной капитализации таких компаний, как Alibaba, Tencent и Weibo, а также приводятся данные их последних инвестиций в американские стартапы.

Западным IT-компаниям традиционно трудно работать в Китае (eBay, Google и Facebook не смогли добиться успеха в Китае, а Amazon даже не пыталась), но и китайские компании также не особо продвинулись за рубежом, за исключением иностранных приобретений.

«Я не вижу никаких преимуществ у Alibaba за рубежом. Западные компании хорошо укрепились и выдерживают более сложную конкуренцию. Alibaba выступает в роли опоздавшего. Нормальная теория гласит, что, если вы иностранец, и вы опоздали, то вы находитесь в невыгодном положении», — объясняет профессор Лим.

Она сказала, что единственный способ отвоевать место в насыщенном рынке, это делать приобретения и нанимать талантливых местных управленцев.

Профессор Манчанда согласен с таким мнением: «Нет никаких уникальных знаний или активов, которые Alibaba может использовать на западных рынках. Они должны придумать нечто совершенно новое, чтобы превзойти традиционных операторов». Но такой сценарий трудно представить, так как Alibaba просто скопировала и немного модифицировала западную систему электронной коммерции.

Alibaba сейчас имеет около $15 млрд для инвестиций, но это мизерная сумма по сравнению с eBay ($70 млрд) и Amazon ($ 150 млрд), которые раскупают человеческий капитал и стартапы.

Оба учёных согласны, что для Alibaba лучше инвестировать деньги в Китае, где компания всё ещё может занимать бизнес-области, такие как инфраструктура и логистика, а также мобильные телефоны.

«Они также ещё не придумали ничего уникального, чтобы конкурировать на рынке мобильных устройств», — сказал профессор Мачанда. В Китае самым большим конкурентом в этой сфере является компания Tencent.

Даже на Уолл-стрит не уверены в экспансии Alibaba за рубежом, как считает Джейсон Ма, эксперт по Китаю из NTD: «Причина, по которой инвесторы высоко оценили акции Alibaba, не в том, что они ожидают от Alibaba завоевания рынков США или Европы. Alibaba не сможет выбить Amazon и EBay и доминировать в электронной коммерции в западном мире. Высокая цена акций Alibaba объясняется её доминированием в электронной коммерции в Китае. Уолл-стрит ожидает непрерывного и быстрого прироста онлайн-потребления китайским средним классом».

Зависимость от Китая

Хотя многие видят потенциал роста Alibaba в Китае, финансовый эксперт Дэвид Стокман считает, что даже это маловероятно.

«У Alibaba нет большого места в капиталистическом рынке. У неё нет массы мерчендайзеров, запасов, магазинов, складов, патентов и практически нет основных средств, которые могли бы составить 230 миллиардов долларов», — написал он в недавнем сообщении в блоге.

Он также обеспокоен снижением потребления в Китае, где экономика замедляется, а цены на жильё падают.

«Мираж быстро процветающего среднего класса в Китае скоро исчезнет. На самом деле покупательский бум на сайтах Alibaba прекратится, как только закончится бум строительный», — убеждён он.

Таким образом, дела у компании будут идти хорошо, пока в Китае всё хорошо. Если экономика Китая остановится, Alibaba не сможет развиваться.

Версия на английском





Top