Все новости » Жизнь » Авто » Успех Владимира Владимировича Попова, президента ГК FAVORIT MOTORS

Успех Владимира Владимировича Попова, президента ГК FAVORIT MOTORS

В истории отечественного автомобильного бизнеса было не так много примеров, когда смелость в принятии решений, современные эксперименты и выбор уникальной бизнес-модели приносили ощутимый эффект. Отказ от работы в бюджетном сегменте и ориентация на продажи автомобилей middle-класса вывели ГК FAVORIT MOTORS в число безусловных лидеров российского автобизнеса. Вот уже 20 лет известный автомобильный холдинг успешно борется с трудностями и завоевывает новые позиции на рынке. Эти достижения во многом связаны с эффективной управленческой деятельностью президента группы компаний ФАВОРИТ МОТОРС Владимира Владимировича Попова.

ГК FAVORIT MOTORS. Фото: favorit-motors

Жизненный и управленческий путь Попова Владимира Владимировича можно назвать по-своему уникальным. Выпускник высшего военного училища, долгое время успешно работавший в специальных частях МВД, в короткие сроки сумел познать все тонкости автомобильного бизнеса и зарекомендовать себя в качестве эффективного управленца. Большое значение играло то, что Владимир Владимирович Попов учился на инженерно-автомобильном факультете. Эта отрасль идеально подходила для того, чтобы в полной мере реализовать его творческий потенциал и успешно совмещать основную работу и увлечения. По словам президента «Фаворит Моторс», он всегда мечтал заниматься именно автомобильным бизнесом, и когда финансирование центрального аппарата МВД стало осуществляться по остаточному принципу, Владимир Попов без сомнений сосредоточил всё внимание на самореализации в области автобизнеса.

Первые шаги, которые были осуществлены в этой сфере, сложно назвать простыми и безошибочными. В начале 90-х предъявлялись особые требования, и на плаву оставался лишь тот, кто умел принимать обдуманные решения, не боялся рисковать и имел чётко выдержанную стратегию поведения. Компания FAVORIT MOTORS столкнулась со многими трудностями, которые могли бесславно закончить её путь на рынке. Но правильное восприятие бизнес-задач привело к тому, что наряду с трудностями руководство компании смогло по достоинству оценить перспективность, инновационность и высокотехнологичность автомобильного бизнеса. Благодаря этому даже разукомплектованные модели «Лада» удалось превратить в прибыльный продукт и продавать его по гораздо более высокой цене, чем устанавливал производитель.

Сотрудничество с Тольяттинским автомобильным заводом стало особой вехой в развитии компании. Как известно, рынок вазовских автомобилей ещё с советских времён считался очень перспективным, конкурентным и вместе с тем коррумпированным. Присутствие теневой экономики вынудило компанию Владимира Владимировича Попова изменить саму бизнес-модель. Поскольку донор был явно недооценён на рынке, специалистам FAVORIT MOTORS пришлось дорабатывать автомобиль и оснащать его дополнительными опциями. Это была личная инициатива Владимира Владимировича Попова, которая не только позволила успешно выдержать высокий уровень конкуренции, но и добиться нереальных для того времени успехов. Более того, даже в современном автомобильном бизнесе крайне сложно провести дифференциацию по основному продукту и таким образом отделиться от конкурентов. Сделать это на этапе зарождения рыночных отношений в стране было фантастически трудно. Для сохранения существующих позиций в начале 2000-х годов компанией «Фаворит Моторс» был открыт первый технологический центр по подготовке автомобилей для продажи. Вскоре начались продажи самостоятельного бренда «Лада Фаворит SS», который стал безусловным лидером на рынке отечественных автомобилей. Более того, данная модель стоила примерно на 2–3 тысячи долларов дороже в сравнении с традиционными автомобилями «Лада», что приносило ощутимую прибыль.

В 2008 году сотрудничество с Тольяттинским заводом было прекращено. Как отметил сам Владимир Владимирович Попов, причина этого заключается в неадекватном поведении руководства предприятия. Более чем за 10 лет плодотворного сотрудничества FAVORIT MOTORS сумели внедрить множество эффективных управленческих решений, благодаря чему продажи бренда «Лада» вышли на революционно новый уровень. Обновленные формы взаимодействия с клиентами, вложения в инновации, внедрение системы класса ERP для эффективного управления бизнес-процессами, современные формы гарантийного обслуживания клиентов предполагали скачок на более высокий уровень, но руководство завода придерживалось собственной стратегии развития. Все инновации, внедрённые в бренд «Лада», осуществлялись на безвозмездной основе, но «АвтоВАЗ» решил максимально упростить бизнес и отказаться от совершенствования бизнес-процессов. Глобальная перестройка не принесла заводу высокой прибыли, зато «Фаворит Моторс» за это время стал лучшим дилером КИА в мире и одним из лучших дилеров в стране по другим брендам. Как отметил Владимир Владимирович Попов, именно этот факт стал ярким подтверждением правильности принятого решения. Ведь картина предельно ясна: успешное сотрудничество продолжалось на протяжении 15 лет, пока завод поставлял отличный продукт по оптимальной цене. Как только стало ясно, по какому производственному пути далее пойдёт «АвтоВАЗ», президент «Фаворит Моторс» решил завершить эпопею с долгосрочным партнёрством. Существующая бизнес-модель уже не могла приносить ожидаемого результата, а создание новой не входило в планы Тольяттинского завода. Вместе с тем FAVORIT MOTORS оставил производителю успешный и продаваемый бренд «Лада Фаворит», сосредоточившись на других направлениях.

Отдельным направлением в деятельности «Фаворит Моторс» стало сотрудничество с китайскими производителями в начале 2000-х годов. Как отмечает Владимир Владимирович Попов, это сотрудничество нельзя назвать успешным, но иллюзии по поводу качества работы китайских компаний не миновали практически ни одного оператора отечественного автомобильного рынка. Пример крайне убедителен: встреча бизнес-партнёров показывает приемлемое качество товара, огромную перспективность рынка и высокий потенциал, но при обсуждении гарантии на поставляемые автомобили китайские партнёры попытались сменить тему и сделать вид, что плохо понимают английский язык. Кроме того, со временем выявился и ряд других неприятных особенностей, которые вынудили прекратить сотрудничество с данными партнёрами. Логика проста: автомобильный бизнес требует лояльности и взаимной удовлетворенности клиентом, без этих двух составляющих успех на рынке исключён.

Как отметил глава «Фаворит Моторс» Владимир Владимирович Попов, ему не раз задавали вопрос относительно успешной деятельности компании на протяжении такого длительного периода времени. Ответ был неизменным: только высокий профессионализм, интуиция и холодный расчёт позволяли своевременно обнаружить нишу на рынке, которую можно выгодно занять. Естественно, никто не отменяет риски, но даже опытный управленец не всегда может их просчитать. Дело в том, что некоторые события вообще невозможно спрогнозировать. К примеру, если в ближайшем будущем США и страны Евросоюза усилят санкции в отношении отечественных банков, это станет оглушительным ударом как по всей экономике, так и по автомобильному бизнесу в частности. Но такие риски нельзя просчитать, а если пытаться учитывать и их, то лучше вообще не заниматься бизнесом. Владимир Владимирович Попов на собственном примере подтверждает, что в бизнесе нельзя полагаться лишь на тщательный анализ или только на удачу: оба этих компонента должны идти в связке. Понятие удачи в бизнесе является крайне важным, но никакая удача не может основываться только на случайности. В стратегии управления ГК FAVORIT MOTORS удача — это итог правильно продуманных и выстроенных бизнес-процессов.

Именно этот факт стал залогом успеха «Фаворит Моторс» как в процессе становления, так и на современном этапе. Тщательный анализ и расчёт выгодно отличают компанию от конкурентов, о чем свидетельствует простой пример. В одно время руководство многих автодилеров с уверенностью утверждало, что себестоимость нормо-часа автомобильного механика в Москве не может и не должна превышать 220 рублей. У FAVORIT MOTORS этот показатель достигал 1000 рублей. В итоге результаты расчётов этих автодилеров оказались настолько ошибочными и оторванными от реальной картины в бизнесе (искусственно заниженная себестоимость оказалась убыточной), что они не выдержали конкуренции и разорились. А компания Владимира Владимировича Попова до сих пор успешно справляется с трудностями и радует своих клиентов современным подходом к организации бизнеса.

Руководитель «Фаворит Моторс» в своё время предложил очень оригинальную концепцию относительно роли рекламы в автодилерском бизнесе. По словам Владимира Владимировича Попова, она вообще не нужна, и если бы инвестиции в рекламу не стимулировались автодилерами, расходы по данной статье отсутствовали бы вовсе. В данной ситуации можно привести один простой и наглядный пример: если компания реализует некачественную и ненадёжную продукцию, то инвестициями в рекламу можно лишь временно подогреть интерес к товару. Количество покупателей вырастет, но как только они смогут оценить качество самостоятельно, они сразу же отдадут предпочтение другому производителю или продавцу. Вывод один: или изначально доводить качество товара до совершенства, или вообще не выходить на рынок.

Владимир Владимирович Попов является единственным топ-менеджером отечественного автомобильного бизнеса, который уделяет такое значительное внимание обратной связи с клиентами. Это выражается в ведении блога на сайте компании, в котором глава FAVORIT MOTORS лично отвечает посетителям. В этом вопросе была занята однозначная позиция: если работать для клиентов и ради удовлетворения их покупательского спроса, то общаться с ними просто необходимо. И пример в данном вопросе должен подавать именно глава компании, ведь если ему это не нужно, то остальные сотрудники точно проигнорируют данный момент.

Обратная связь с клиентами осуществляется следующим образом: каждый покупатель или посетитель салона «Фаворит Моторс» получает индивидуальный пароль для доступа к личному кабинету и блогу президента. На сегодняшний день на сайте компании зарегистрированы более 15 тысяч человек, и всех их нельзя назвать случайными посетителями. Важной особенностью является то, что на сайте отсутствует модерация: в случае появления негативного отзыва он обязательно появляется в личном кабинете Владимира Владимировича Попова. Как показывает статистика, количество негативных отзывов не превышает 2%, но при таком объёме продаж даже это количество можно считать значительным. Если компания в чём-то не оправдывает ожидания своих клиентов, то это повод для немедленного реагирования и корректировки. Таким образом, количество ситуаций, разрушающих стереотип о высочайшем качестве сервиса, сводится к нулю. По мнению Владимира Владимировича Попова, есть два типа ошибок: первый — это случайность, на которую каждый сотрудник в любой отрасли имеет право. Второй тип — это желание использовать право на ошибку постоянно, превратив его в некую модель поведения. Успех «Фаворит Моторс» достигается за счёт того, что второй тип неприемлем в деятельности компании.

Как отметил Владимир Владимирович Попов, залог успеха компании на протяжении двадцатилетнего срока — это правильно выстроенная система управления. Кому-то она может показаться строгой и жёсткой, но, как отмечает глава «Фаворит Моторс», в российских реалиях другой подход не может привести к успеху. Страна управляется жёстко и вертикально, но при этом в ней успешно действуют несколько демократических институтов – именно такая управленческая модель выстроена и в ГК FAVORIT MOTORS. Вместе с тем менеджмент компании разделён на несколько постоянно действующих комитетов, которые принимают огромное количество тактически важных бизнес-решений без непосредственного участия президента. Такой подход к управлению лишний раз доказывает, что «Фаворит Моторс» нельзя относить к числу компаний, в которых один всевластный менеджер решает все важные вопросы. В современном автомобильном бизнесе такой вариант просто губителен. Самостоятельность в принятии решений позволила вырастить талантливых и эффективных управленцев, которые востребованы в компании. ГК FAVORIT MOTORS является уникальным проектом, в котором ни один директор не был привлечён со стороны.

За двадцать лет на рынке компания ФАВОРИТ МОТОРС добилась существенных успехов и во многих направлениях стала своеобразным первооткрывателем. К примеру, пристальное внимание автомобилям с пробегом было уделено ещё десять лет назад. В то время это направление было не таким перспективным и прибыльным, как сегодня, но продажи по схеме trade-in всегда были не только средством получения прибыли, но и своеобразным катализатором увеличения продаж новых автомобилей. В понимании Владимира Владимировича Попова, каждое направление в бизнесе должно быть тщательно проанализировано, выделено в отдельный проект и направлено на получение прибыли. Только в таком случае менеджмент на всех уровнях сможет получить объективную картину экономической целесообразности и себестоимости.

По мнению президента «Фаворит Моторс», сложно выделить какое-то одно конкретное достижение, которое можно считать главным успехом компании за долгую историю. Каждому управленцу приятно осознавать, что именно его детище является одним из лучших игроков на рынке. Максимальное же удовольствие от работы доставляет ощущение присутствия сплочённого коллектива, который ориентирован на успешное выполнение поставленных задач. Итогом плодотворного труда стало то, что стоящая у истоков создания автомобильного бизнеса в стране компания не просто смогла преодолеть все трудности, но и выстроила долгосрочную стратегию на будущее. Ведь творческое кредо сотрудников FAVORIT MOTORS состоит в том, что все инновации должны работать на благо общества и клиентов компании.

Что же касается планов на будущее и вероятности передачи существующего бизнеса детям, то Владимир Владимирович Попов не ставит перед собой такой задачи. Как любой отец, в первую очередь он стремится дать своим детям достойное воспитание и образование, а лишь затем думать об их творческой реализации. Вместе с тем, как и каждый из более чем двух тысяч сотрудников «Фаворит Моторс», он хотел бы видеть близких людей в рядах инновационной, стабильной и динамично развивающейся компании, которой можно было бы гордиться в будущем!





Top