Все новости » Мнение » Точка зрения » В память жертв Холокоста

В память жертв Холокоста



27 января — годовщина освобождения Освенцима. Я вместе со многими другими посетил Аушвиц, чтобы почтить память жертв Холокоста.

Сегодня я хочу сказать несколько слов об этом ужасе. О том, что мы должны помнить, когда вспоминаем о Холокосте. Я предлагаю две вещи. Мы должны помнить то, что произошло, а также помнить уроки Холокоста, чтобы избежать других злодеяний.

Говоря о других зверствах, мы, к сожалению, можем привести множество примеров. Я остановлюсь только на одном, имеющем убедительные доказательства, — сегодня в Китае убивают последователей Фалуньгун десятками тысяч ради их органов, которые продаются для пересадки пациентам. Это, я думаю, поучительный похожий пример, потому что, как и нацисты в Германии тогда, сегодняшние коммунисты в Китае являются в стране глобальной силой.

Холокост был уникальным событием в истории человечества. Мы должны остерегаться ложных аналогий, сравнивая другие злодеяния с Холокостом. Тем не менее, мы не должны изолировать Холокост от остальной части человеческого опыта.

Уникальность Холокоста — в его оторванности от реальности. Другие виды геноцида происходят из политических и этнических конфликтов. Убийство невинных людей всегда иррационально. Однако основное отличие Холокоста в том, что у нацистской Германии не было для этого существенного объяснения. Историк Иегуда Бауэр пишет: «Впервые в истории мотивация (геноцида) была незначительной, во всяком случае, не связанной с экономическими или социальными факторами, а опиралась только на идеологию. И эта идеология была полностью отделена от реальности».

Геноцид евреев был беспрецедентным по своим масштабам. Нацисты пытались убить каждого еврея, независимо от возраста и приверженности иудаизму и еврейской общине. Принятие кем-то христианства или даже нацизма, а также брак с высокопоставленными нацистами, принятие еврейских детей нееврейскими родителями — ничего не могло остановить убийственную машину нацистов».

Выставка в Освенциме обуви из детской кожи поражает не только огромным количеством экспонатов, но и напоминанием о нацистской решимости убивать детей. Из шести миллионов погибших в Холокосте около двух миллионов составляли дети. Нацистские отчёты включают многочисленные списки погибших детей.

В ряде других случаев геноцида тоже убивали детей. Но не за то, что они такими родились. Историк Иегуда Бауэр пишет: «Впервые в истории каждый человек становился преступником только потому, что он был членом неугодной группы, то есть евреем. Каждого убивали за то, что он просто родился».

Другие массовые убийства как до, так и после Второй мировой войны, были местными, территориальными, национальными. Холокост был беспрецедентным также из-за его неограниченных масштабов.

Ни до, ни после, не было такой группы людей, которые пытались завоевать мир, убивая каждого члена другой группы. Холокост был преступлением, в котором практически каждая страна в мире была замешана либо путём участия в убийствах, либо путём отказа в убежище тем, кто пытался убежать от нацистов. Ненавистная природа геноцида проникла в каждый уголок земного шара и была беспрецедентной как до Холокоста, так и после него. Холокост был не просто преступлением против человечества. Это также было преступление всего человечества. Холокост был актом безумия, когда весь мир сошёл с ума.

Как можно сравнивать Холокост с убийством последователей Фалуньгун ради их органов? В отличие от нацистских преступников и их еврейских жертв, коммунистическая партия Китая (КПК) не пытается покорить весь мир силой оружия, чтобы убивать приверженцев Фалуньгун везде, где их найдёт. Тем не менее, КПК и китайские государственные органы через свои посольства, консульства, государственные транснациональные корпорации, а также Институты Конфуция подстрекают всех людей в мире к ненависти и дискриминации последователей Фалуньгун.

Аушвиц-Биркенау

Женщина идёт по снегу в бывшем нацистском концлагере «Аушвиц-Биркенау». Над воротами надпись Arbeit Macht Frei («Труд освобождает»), Освенцим, Польша, 25 января 2015 года. Фото: Joel Saget/AFP/Getty Images

Женщина идёт по снегу в бывшем нацистском концлагере «Аушвиц-Биркенау». Над воротами надпись Arbeit Macht Frei («Труд освобождает»), Освенцим, Польша, 25 января 2015 года. Фото: Joel Saget/AFP/Getty Images

В отличие от нацистских преступников и их еврейских жертв, коммунистическая партия допускает «преобразование». Если последователь отказывается от Фалуньгун в письменной форме, прекращает делать упражнения и хвалит коммунистическую партию, то может избежать пыток, тюрьмы и насильственного извлечения органов.

В отличие от убийств евреев нацистами убийство приверженцев Фалуньгун ради органов имеет связь с реальностью, однако извращённую. Фалуньгун — комплекс энергетических упражнений с духовной основой. Учение было представлено в 1992 году г-ном Ли Хунчжи. Оно включает традиционные китайские упражнения, а также буддийские и даосские принципы. Изначально коммунистическая партия рекомендовала заниматься Фалуньгун для укрепления здоровья, но в 1999 году начала его преследование.

Духовность учения Фалуньгун отличалась от атеизма КПК. Приверженность Фалуньгун китайским традициям контрастирует с модернизмом компартии. Но самой страшной для КПК была быстро растущая популярность Фалуньгун. Коммунистическая партия боялась потерять своё идейное превосходство.

Сначала партия начала кампанию дискредитации Фалуньгун, чтобы оправдать репрессии. Эта кампания по очернению привела к деперсонализации и дегуманизации приверженцев учения, и тюремщикам стало легче убивать последователей Фалуньгун. Вывод государственных средств из системы здравоохранения заставил больницы и врачей искать дополнительные фонды, а продажа органов заключённых последователей Фалуньгун приносила большую прибыль.

Несмотря на различия, между Холокостом и убийствами сторонников Фалуньгун ради их органов есть одна общая страшная черта. Холокост мог случиться не только потому, что расисты пришли к власти в Германии, но и потому, что простые люди во всём мире либо сотрудничали с нацистами, либо ничего не предпринимали против них. Некоторые заблуждаются, думая о Холокосте как об истории про дьяволов и ангелов, монстров и героев. Это были обычные немцы, простые люди, и они в первую очередь отвечают за Холокост. Однако не только они несут ответственность.

Из шести миллионов евреев, погибших в Холокосте, только 210 000 были немцами и австрийцами. В других местах нацисты полагались на местную полицию, административный персонал и доморощенных фашистов, организованных в отряды для облавы на евреев. Без активного сотрудничества десятков тысяч и пассивного безразличия миллионов людей нацисты не смогли бы организовать такую смертоносную кампанию.

Сегодня мы видим, что есть туристические агенты и брокеры, которые находят пациентов для трансплантаций в Китае. Есть больницы и врачи, которые обеспечивают подготовку китайских специалистов в области трансплантации. Есть интернет-провайдеры, которые позволяют работать китайским веб-сайтам, рекламирующим продажу органов, а также университеты, которые обеспечивают форумы и даже присваивают почётные степени китайским специалистам по трансплантации. Вне этой сети соучастников наблюдается массовое незнание или равнодушие.

Некоторые правительства в течение многих десятилетий не сделали ничего, чтобы привести нацистских военных преступников к ответственности. Это бездействие является отражением общественного безразличия к ужасам Холокоста. Сегодня усилия правозащитников по привлечению виновных к ответственности за преследования приверженцев Фалуньгун тоже пока безрезультатны.

История о Холокосте — это история о гибели евреев. Но это также и разрушение иллюзий об ограниченности зла. После Холокоста всё изменилось. На наш взгляд, человечество никогда не сможет совершить то же самое. Холокост был продуктом цивилизации. Страны-участники имели развитую технику, медицину и юриспруденцию. Австрия и Германия в то время были развитыми культурными странами. Однако врачи, в нарушение профессиональной этики, вместо исцеления проводили варварские опыты над узниками, убивая их в ходе экспериментов. Они убивали инвалидов, считая, что те «недостойны жить». Они занимались принудительной стерилизацией по собственной инициативе с таким энтузиазмом, что даже нацистское правительство поняло, что не может обуздать их. Холокост говорит нам, что мы не можем полагаться только на медицинскую этику, чтобы предотвратить зверства.

Технологические разработки не изменили человеческую природу. Но они усиливают способность причинять вред. Прогресс сделал Холокост более масштабным. Сложная организация и систематическое выполнение плана уничтожения евреев, идентификация, гетто, лагеря смерти, печи и газовые камеры были продуктами новейших технологических достижений. Холокост учит тому, что промышленное и технологическое развитие, с одной стороны, улучшает наше материальное благополучие, а с другой — увеличивает возможности для зла. В развитой цивилизации убийцы могут убить весь мир.

Развитие трансплантационной хирургии улучшило способность человечества справляться со смертельными болезнями путём замены органов. Но это не изменило образ мышления. Многие думают, что любое достижение в медицине несёт пользу человечеству. Это, конечно, было целью его разработчиков. Но медицинские исследования, независимо от того, как далеко они продвинулись, не решают проблему добра и зла.

Более продвинутые методы трансплантационной хирургии в Китае не являются признаком более продвинутой политической системы. Коммунистическая система осталась. Специалисты трансплантационной хирургии в Китае тоже стали жертвами жестокости, коррупции и репрессий, которые пронизывают страну. Достижения в трансплантационной хирургии обеспечивают новые возможности для партийных чиновников, которые не оставили свою продажную идеологию. Мы не должны быть настолько наивны и думать, что достижения в сфере пересадки органов несут только добро и не могут принести никакого вреда.

Напротив, есть доказательства, что новые методы трансплантационной хирургии в Китае в настоящее время используются для сбора органов последователей Фалуньгун. Мы уже видели, что современные технологии могут использоваться во вред. Мы не должны удивляться, если такое случилось и в трансплантационной хирургии.

Член Верховного суда США Феликс Франкфуртер был евреем и хорошо знал об антисемитизме. Когда ему в 1942 году сообщили о Холокосте, он сказал своему информатору: «Я тебе не верю». Потом, когда появились доказательства, он утверждал: «Я не говорил, что этот молодой человек лжёт. Я сказал, что не в силах поверить ему».

Холокост был таким невероятным событием, что многим было невозможно понять это. Одно дело услышать о Холокосте, совсем другое — понять и принять его как часть человеческого опыта. Сегодня есть неопровержимые доказательства убийства в Китае узников совести ради их органов, и многие относятся к этому с таким же недоверием.

До Второй мировой войны планета кипела от этнической, религиозной и идеологической ненависти. Подстрекательство к ненависти могло проявиться везде. Ненависть к евреям была, но до Второй мировой войны эта ненависть не убивала их. Но потом всё резко изменилось.

Когда нацисты пришли к власти в Германии в 1933 году, многие спрашивали, почему мы должны заботиться о том, что они убивают евреев? Какое отношение это имеет к нам?

Нацисты убивали невинных людей везде, куда бы ни приходили. Нацистская машина смерти убила больше не евреев, чем евреев. Убийству инвалидов в Германии предшествовало убийство евреев. Связь между антисемитизмом и нацистской агрессией прямая, потому что нацистская Германия вторглась в зарубежные страны, чтобы и там убивать евреев. Люси Давидович в своей книге «Война против евреев 1933-1945» пишет, что в сознании немецко-фашистских лидеров Вторая мировая война была прикрытием для запланированного убийства евреев.

Была также прямая связь между антисемитизмом и японской агрессией. Японское вторжение в Азию стало возможным благодаря тройственному пакту с Италией и Германией, а также вакууму власти, вызванному в Азии нападением нацистов на азиатские колонии Франции, Нидерландов и Великобритании. Ненависть к евреям потащила весь мир вниз.

Антисемитизм стал раковой опухолью, которая охватила и разорила всю политическую структуру. После Холокоста появилось осознание, что невозможно уничтожить евреев, не уничтожив всё человечество. Холокост стал уроком того, что человечество является единым организмом, который живёт и умирает вместе. После тысячелетий антисемитизма, люди, наконец, поняли, что если мы убьём евреев, то наша собственная жизнь окажется под угрозой.

Чтобы понять глобальную опасность убийства узников совести ради их органов, нам не нужно ждать, пока Китай вторгнется в зарубежные страны с целью убивать последователей Фалуньгун. Холокост говорит нам, что нарушения прав человека распространяются неудержимо. После того как нарушения прав человека становятся нормой, никто не застрахован от уничтожения.

Хотя Холокост убивал миллионы людей в течение нескольких лет, осознание того, что позволило этому произойти, длится десятилетиями. Он стал кульминацией расистского мышления, которое началось с предрассудков и стереотипов, а не с планов убийств. Холокост является конечным продуктом подстрекательства к ненависти. Он говорит нам, как никакой другой, к чему приводит подстрекательство к ненависти, и почему его следует избегать.

Убийства последователей Фалуньгун ради их органов являются преступлениями, которые коммунистическая партия Китая отрицает. Но они не могут отрицать своего подстрекательства к ненависти в отношении Фалуньгун. Это происходит ежедневно и обыденно. Пропагандистская машина коммунистической партии ежедневно очерняет Фалуньгун.

Сейчас мы думаем, что мы могли бы сделать, чтобы избежать Холокоста, например, активно и глобально протестовать против нацистского преследования евреев с той минуты, как оно началось. Но историю не вернуть. Однако мы учимся у неё. Есть один важный урок, который человечество должно извлечь после Второй мировой войны, — государственная ненависть к обездоленному меньшинству в репрессивной стране может нанести глобальный ущерб.

Есть много документов о Холокосте, отчасти потому, что нацисты были побеждены, и все их записи стали доступными. Мы сейчас не можем увидеть китайские государственные документы. Тем не менее, было бы ошибкой сравнивать записи о нацистских злоупотреблениях с документами, подтверждающими преступления коммунистической партии Китая. Лучше сравнивать те периоды, когда нацисты были у власти.

Красный Крест провёл проверку Терезинского гетто в июне 1944 года. Нацисты украсили лагерь, чтобы ввести в заблуждение сотрудников Красного Креста, доказывая, что с евреями хорошо обходятся. И Красный Крест был введён в заблуждение. Его сотрудники также посетили Освенцим в сентябре 1944 года, но не заметили газовых камер. Красный Крест тогда сообщал: «Были проверены стиральные места, оборудование для бань, душевые и прочие места. Часто приходилось принимать меры, чтобы отремонтировать душевые, сделанные более халатно». Представители Красного Креста не понимали, что душевые в газовых камерах не работали, потому что они были поддельными.

Сейчас Международному Комитету Красного Креста не разрешают посещать заключённых в Китае. Это не может сделать и любая другая организация, занимающаяся вопросами прав человека.

Выступая перед американскими журналистами в ноябре 1993 года, в ответ на вопрос о желании правозащитных групп проверить тюрьмы, тогдашний министр иностранных дел Китая Цянь Цичэнь сказал: «Я считаю, что если бы Красный Крест выдвинул такую же просьбу, мы дали бы положительный ответ». Красный Крест потом не раз обращался с такой просьбой, но так и не получил ни одного положительного ответа.

Специальный докладчик ООН по вопросу о пытках и Специальный докладчик ООН по вопросу о религиозной нетерпимости в 2007 и 2008 годах так же просили китайское правительство объяснить расхождение между огромным количеством операций по пересадке органов и сравнительно небольшим числом официальных источников органов. Комитет против пыток, созданный в соответствии с Конвенцией против пыток в декабре 2008 года, призвал правительство Китая к сотрудничеству и проведению независимого расследования для выяснения источников органов для трансплантаций. К Верховному комиссару ООН по правам человека поступило обращение от полутора миллионов человек по всему миру с просьбой провести расследование этого вопроса.

Европейский парламент в своей резолюции, принятой в декабре 2013 года, призвал к полному и прозрачному расследованию со стороны Европейского Союза ситуации с трансплантацией органов в Китае. Парламент также призвал власти Китая разрешить докладчикам Комитета ООН по пыткам и религиозной нетерпимости провести расследование происходящего в трансплантационной сфере страны.

Зарубежные исследователи уже провели свои расследования доступными им методами. Они сделали вывод, что узников совести в Китае, в основном последователей Фалуньгун, убивают массово ради их органов, которые продаются для пересадок. Китайское правительство не сотрудничало ни с одним из исследователей. Напротив, есть всё больше свидетельств того, что КПК пытается скрыть свои преступления.

Исследования, проводимые Красным Крестом в отношении нацистских зверств, были ограниченными и наивными. Они стали источником неонацистского отрицания Холокоста. Мы должны сделать выводы из этого опыта. Я думаю, что Красный Крест, должно быть, понял, что преступники стараются скрыть и замаскировать свои преступления. Независимое расследование зверств коммунистической партии в Китае, несомненно, столкнётся с попытками властей прикрыть и замаскировать свои злодеяния.

Фраза «Никогда снова» повторяется часто. Тем не менее, история никогда не повторяется «один в один». Не надо ждать точной копии Холокоста и снова ничего не делать. Фраза «Никогда снова» означает, что мы должны использовать уроки Холокоста в нынешних условиях.

Убийство узников совести в Китае ради их органов — это не Холокост. Тем не менее, было бы неуважением к жертвам Холокоста, если мы будем игнорировать очевидные убийства и ничего не делать. Мы будем чтить память жертв Холокоста лучше, если будем использовать уроки Холокоста для прекращения других злодеяний.

Дэвид Мэйтас подготовил эту речь для выступления на пресс-конференции «Фонда за свободу слова» (Foundation for Free Speech) в Варшаве.

Дэвид Мэйтас — международный адвокат по правам человека из Канады. Он и адвокат Дэвид Килгур провели расследование, результаты которого изложены в книге «Кровавая жатва: извлечение органов у последователей Фалуньгун в Китае».

 

Версия на английском





Top