Все новости » Китай » Вместо развития зоны свободной торговли с Китаем Россия отправит поезд

Вместо развития зоны свободной торговли с Китаем Россия отправит поезд


За годы переговоров о создании между Россией и Китаем «большой Евразии» так и не появилась даже приграничная зона свободной торговли. Пример для России показал Казахстан, создавший зону Хоргос, которая действует с 2012 года и продолжает развиваться, сообщил Московский центр Карнеги. Российские власти предпочитают решать проблему выхода экспортёров на китайский рынок путём отправки поезда. /epochtimes.ru/

В начале 2000-х годов Россия и Китай обсуждали создание сразу трёх приграничных зон свободной торговли: Благовещенск-Хэйхэ, Забайкальск-Маньчжоули, посёлок Пограничный-Суйфэньхэ. Основой для этого стало заключение межправительственных соглашений 1998–1999 годов, включающих безвизовые визиты граждан КНР и России в эти зоны.

Наиболее продвинутым оказался проект по созданию приграничного торгово-экономического комплекса (ПТЭК) на участке Пограничный-Суйфэньхэ. Согласно проекту, по обе стороны от границы должны быть построены своеобразные резервации (150 га ― с китайской стороны и 300 га ― с российской).

Китай должен был на своей части построить пятизвёздочную гостиницу с ресторанами, банями и массажными салонами, дополнив её супермаркетом. России предстояло создать сборочное производство, которое в дальнейшем бы использовалось как склад и перевалочная база. При этом решение технических вопросов работы ПТЭК российская сторона возложила на местные власти и пограничные ведомства двух стран.

Китай построил к 2005 году на окраине Суйфэньхэ гостиницу Holiday Inn на 354 номера и торговый комплекс на 84 тысячи квадратных метров. С российской стороны появилось небольшое помещение со складами и пустыми офисами, которое назвали Центром международной коммуникации, а также православная часовня. На этом дело и закончилось, Центр оказался невостребованным с российской стороны, а межправительственные соглашения 1998–1999 годов так и остались невыполненными. В двух других экономических зонах ситуация сложилась ещё хуже.

Пример Казахстана

ПТЭК Хоргос появилась на границе Казахстана и Китая на основе межправительственных соглашениях 2004–2005 годов. В отличие от России, где слишком много инициативы отдавалось на местный уровень, в Казахстане центральные власти решили курировать проект от начала и до конца.

Свободная экономическая зона представляет отгороженную резервацию площадью 560 га (217 га ― со стороны Казахстана и 343 га ― с китайской). Безвизовый въезд на территорию зоны разрешён как гражданам Казахстана и Китая (по внутренним паспортам), так и представителям третьих стран (по загранпаспортам). В зоне разрешается находиться 30 дней. Товары в неё доставляют в беспошлинном режиме.

Зона работает с 2012 года, полный ввод всех её объектов запланирован на 2018 год. С китайской стороны построены несколько торговых центров, в некоторых есть гостиницы и бани. С казахстанской стороны построено сооружение ― центральная площадь «Самрук», имеющая пока несколько торговых блоков для бутиков. В окончательном варианте «Самрук» займёт 45 тысяч кв.м.

Каждый посетитель зоны может беспошлинно вывезти с собой товаров на сумму не более 1 500 евро и весом не более 50 кг. Для пресечения провоза коммерческих партий товаров под видом «товара для личного потребления» Казахстан установил ограничения по габаритам багажа, а также по провозу одного и того же товара с установленной периодичностью. Кроме того, казахстанцам нельзя посещать зону более одного раза в месяц. Со стороны Китая ограничений нет.

Хоргос пользуется популярностью, его ежедневный оборот составляет 5 млн юаней (данные китайской стороны). Цены в зоне значительно ниже, чем на оптовом рынке «Дордой» в Бишкеке. По итогам 2016 года, в центр въехало 2,5 млн китайцев (для сравнения: весь Приморский край посетило около 570 тысяч иностранцев).

Китайцев зона привлекает магазинами беспошлинной торговли, отсутствием виз и даже загранпаспортов. Беспошлинный лимит на перемещение товаров с территории центра на территорию КНР составляет 8 тысяч юаней каждый день на одного человека, что заметно мягче ограничений при поездке за рубеж. Зона настолько интересна китайцам, что они кроме постройки будущего города на своей стороне, подвели к ней автомобильную дорогу через горы. Казахстанские компании, в свою очередь, получили доступ безо всяких ограничений на быстро растущий рынок.

Вместо зоны поезд

Страхи российских чиновников по поводу нелегальной миграции китайцев из ПТЭК (что препятствовало развитию зон), по мнению Ивана Зуенко, оказались надуманными, поскольку при выходе из центра пограничники осуществляют полный контроль, как и в любой другой точке границы.

Учитывая популярность в Китае экологически чистых российских продуктов, зона свободной торговли помогла бы выйти российским производителям на китайский рынок. В настоящее время российскому бизнесу приходится преодолевать массу административных трудностей даже для поставки тестовой партии продуктов на китайский рынок. Часть товара до китайских потребителей не доходит, а в их цену закладываются таможенные расходы.

Помочь выйти российским экспортёрам на китайский рынок власти решили с помощью прямых железнодорожных маршрутов, проложенных между Россией и Китаем, сообщает «Коммерсантъ». По цене железнодорожные перевозки уже сближаются с морскими, однако сроки доставки у них в два раза короче.

Отправить тестовый поезд с экспортным продовольствием в Китай решено из Ворсино Калужской области до Шилуна (Китай), а также по маршруту ―китайские операторы. К тому же отправка товаров из России решит загрузку пустых контейнеров, которые отправляются из России в Китай. Однако экспорту пока препятствуют высокие тарифы, в том числе в КНР.

Контрольная отправка в Китай является частью большого проекта правительства по развитию экспорта, он не ограничен продтоварами, сообщил «Коммерсанту» Григорий Микрюков. Российская сторона постарается максимально снизить свои тарифы и стоимость аренды контейнера, заявил изданию Михаил Мамонов.





Top